В соответствии с исторической последовательностью медиа коммуникации делят на Традиционные и Новые, с последними в большинстве отождествляют цифровые медиа.
Новые медиа (New media), в тысячи раз увеличив доступность информации, значительно расширили поле деятельности медиа-дизайнеров. В Новых медиа могут существовать параллельно и полноправно до того разрозненные носители информации, которые теперь объединяются в один, например, текст, звук, статические и динамические изображения (видео и анимация). Цифровые устройства позволили работать с большими массивами данных: информация во время преобразования из аналогового сигнала в цифровой становится менее емкой, но зачастую без ощутимой потери качества. Как только в 80-х годах появились первые доступные цифровые персональные компьютеры, стало возможно говорить о появлении новой коммуникативной среды — цифровой. До того основными техническими средствами коммуникативного дизайна являлись статичная печатная среда и динамичная электронная (аналоговая). Для всех без исключения видов дизайна цифровая среда стала также и средством проектирования конечного продукта. В случае с коммуникативным дизайном цифровой среды, по сути, объединяются средства проектирования с самим объектом проектирования, т. е. инструмент реализации задачи с продуктом. Тем самым, создается принципиально новая коммуникативная среда, обладающая рядом существенных отличий даже от своей, недавней предшественницы — аналоговой среды.
Л. Манович, один из серьезных теоретиков цифровой среды, выделяет пять принципов Новых медиа[3], однако, он уточняет, что «их не следует воспринимать как абсолютный закон, но скорее как общую тенденцию в культуре под влиянием процесса компьютеризации» и что «не каждый объект новой среды подчиняется этим принципам"[4]:
1. Числовое представление. Все объекты Новых медиа представляют собой в конечном счете цифровой код, т. е. последовательность нулей и единиц, из чего следует, что объекты Новых медиа могут быть описаны математически и могут быть трансформированы при помощи алгоритмов, т. е. среда программируема.
2. Модульность. Каждый элемент среды, с одной стороны, является частью целого, единого объекта. Так, вэб-страница является частью вэб-сайта. С другой, — сам является самостоятельным объектом, состоящим из ряда самостоятельных элементов: та же вэб-страница состоит из отдельных изображений (векторных или растровых файлов) и текста.
3. Автоматизация. Первые два принципа делают возможным автоматизировать многие операции, связанные с проектированием, доступом пользователей и манипулированием продуктов новых медиа.
4. Изменчивость. Одним из главных отличий Новых медиа от традиционных, является обязательное требование последних к своим носителям быть единожды определенными через материальную форму. Л. Манович также выделяет 7 частных случая принципа изменчивости:
- Элементы среды хранятся в специальных базах данных. Конечные объекты среды, различные по форме и содержанию, могут быть сгенерированы из базы данных как заблаговременно, так и по запросу.
- Принцип изменчивости делает возможным разделить уровни содержимого (контента) и интерфейса.
- Информация о конечном пользователе может быть использована компьютерными программами для определения контента электронного медиа-продукта и уровня доступа к его отдельным элементам.
- Разветвленная интерактивность, или интерактивность с помощью меню, является частным проявлением предыдущего пункта.
- Элементы гипертекста связаны между собой ассоциативными отношениями (гиперссылками), что позволяет оперативно находить и просматривать информацию в желаемом порядке. Это означает, по сути, получение в каждом отдельном случае уникальной версии продукта.
- Периодические обновления являются другим важным атрибутом ряда современных электронных медиа-продуктов. Они могут затрагивать не только информационное наполнение продукта, но и его качество, функциональность.
- Масштабируемость представляется одним из основных проявлений принципа изменчивости и означает, что разные версии одного медиа-объекта могут создаваться в виде того же объекта, но с иной детализацией.
5. Транскодинг — профессиональный термин, означающий прямой перевод одного цифрового формата в другой. Л. Манович расширяет границы этого сугубо технического термина до культурных категорий. В Новых медиа он выделяет два базовых уровня — компьютерный и культурный[5], и транскодинг здесь означает взаимовлияния этих слоев, которые изначально представляют собой два разных синтаксиса.
С другой стороны в литературе можно встретить и более общие позиции во взглядах на Новые медиа. Р. Нойман отмечает, что цифровая электронная среда: изменяет де-факто географические границы, в тысячи раз увеличивает объемы информации, дает возможность во столько же увеличить и скорость передачи информации, делает доступным интерактивное общение, позволяет разным формам коммуникации объединиться в единое целое[6] (мультимедиа).
Коммуникативный дизайн в аналоговой среде за счет телевизионных технологий обретает динамичность. Под динамикой можно понимать характеристику конкретного носителя информации. В печатной среде содержание определяется единожды, конечный продукт рассматривается как совокупность формы сообщения, закрепленного на материальном носителе, специально созданном именно для данного сообщения. Другими словами, у нас нет возможности поменять содержание, не изготавливая при этом заново конечный продукт. В электронном продукте технические средства передачи информации отделены от самой информации. Через единственный источник, при определенных условиях, можно воспроизвести бесконечное количество сообщений.
Продукт аналоговой среды уже не ограничен пространством, как в печатной, но имеет ограничения во временном отрезке (продолжительность записи, эфир). Полноценный продукт цифровой среды не имеет таких ограничений, поскольку существует не в виде эфира или воспроизведения. Следовательно, пользователь может обращаться к нему в любой допустимой последовательности и в любое время начать или прекратить использование продукта. Из этого следует, что медиа-дизайнер, проектирующий в Новых медиа и для Новых медиа, должен иметь иные представление о пространстве и сценарности. Пространство в электронной среде, являясь не субстанциональным, а виртуальным, уже не ограничено физическими размерами, как, например, размер печатного листа: «Морфология объекта (продукта цифровой среды — А. П.) разворачивается в виртуальном мире, обладающем особой природой, где нет центра и периферии и где об объекте можно говорить лишь как о событии"[7].
Такой простор для творчества предъявляет и отличные от классической предметно-пространственной среды требования к проектировщикам. Полноценные Новые медиа требуют от дизайнера осознания специфики проектирования «управляемых» электронных продуктов, которые могут существовать и в виде компьютерных приложений и сетевых ресурсов (Интернет- и Интранет-сайты). Проектированием ранних компьютерных продуктов занимались в основном программисты, поскольку возможности визуализации информации были весьма скромными: текст и интерфейс в виде командной строки. Но с развитием программно-аппаратных средств, все чаще возникала необходимость в специалистах, которые могли бы, как графические дизайнеры, проектировать эстетически-организованную форму представленной информации (которая уже могла и не ограничиваться лишь текстовыми блоками) вкупе с отличными от предметной среды техническими ограничениями, учитывающимися раннее лишь программистами.
Сценарий работы продукта в Новых медиа по-прежнему должен определяться при проектировании, но теперь порядок доступа к информации определяется механизмами манипулирования данными. Как следствие из принципов, представленных Л. Мановичем, одной из главных особенностей Новых медиа является возможность определения пользователем объема и качества информации, доступной через электронный продукт. Соответственно, актуальным становится разработка действенных инструментов взаимодействия пользователя и продукта, реализуемых с помощью интерфейса «человек-компьютер», что явилось одним из переломных моментов в трансформировании по сути текстовых документов в мультимедийные. Дж. Раскин, признанный теоретик проектирования интерфейсов, отмечает: «Многие считают, что термин пользовательский интерфейс относится только к современным графическим пользовательским интерфейсам, основанным на окнах и меню, управляемых с помощью мыши. […] В ответ на это я мог бы заметить, что способ, которым вы выполняете какую-либо задачу с помощью какого-либо продукта, а именно совершаемые вами действия и то, что вы получаете в ответ, и является интерфейсом"[8].Таким образом, одной из главных задач медиа-дизайнера в Новых медиа становится проектирование, наряду с формой подаваемой информации, интерфейсов, с помощью которых пользователь может эффективно манипулировать доступной информацией, при этом качество спроектированного интерфейса напрямую определяет и качественный уровень конечного электронного продукта. Конечно, стоит сделать оговорку, что пока не каждый электронный продукт требует такого уровня взаимодействия или, если угодно, интерактивности, как, например, электронный магазин, и не всегда медиа-дизайнеру в электронной среде приходится проектировать графические интерфейсы. Тем не менее, эта тенденция основывается на рассмотренных выше базовых принципах Новых медиа, и даже в такой традиционной сфере коммуникации как телевидение, с каждым годом технологии делают доступными новые функции, которые позволяют нам говорить о появление нового, интерактивного телевидения. При таком потенциально высоком уровне интерактивности успех сервиса не может быть обеспечен без грамотно спроектированных шаблонных страниц и пользовательских интерфейсов. В свою очередь это свидетельствует о том, что привычные нам широковещательные схемы (радио, телевидение) с каждым годом все более безнадежно устаревают. Вместе с тем появление интерактивных сервисов требуют все большего количества специалистов, понимающих уникальную специфику подобного рода деятельности.
Примером, иллюстрирующим мультимедийность цифровой среды, может являться вэб-сайт, созданный с использованием флэш-технологий. В структуре сайта возможно присутствие динамичных элементов как части оформления, так и виде реакции на действия пользователя. Следовательно, сегодня дизайнер должен обладать более комплексными знаниями, нежели в среде печатной или аналоговой, поскольку Новые медиа имеет возможность сочетать их свойства вместе и в любой последовательности. «Специфика медиадизайна (читай «дизайн цифровой среды» — А. П.) подчеркивает и усугубляет уже выявленную ранее пограничную, маргинальную и медиативную природу этого вида проектной деятельности. Объекты медиадизайна добавляют к ним нечто весьма убедительное, а именно способность к медиации различных уровней реальности"[9].
К последнему немаловажному аспекту электронной среды часто относят упомянутую и намиинтерактивность. Данный термин встречается в качестве свойства продукта (интерактивный продукт) и среды (интерактивная среда). Довольно распространено мнение, будто интерактивность является исключительной прерогативой электронных или Новых медиа. С. Макмиллан в своем труде, посвященном обзору основных аспектов интерактивности, отмечает: «Интерактивность часто считают едва ли не главной характеристикой Новых медиа. Но будет недостаточно сказать, что Новые медиа интерактивны. Гораздо важнее понять, что именно делает их интерактивными"[10]. Сам термин «интерактивность» имеет множество трактовок. Один из наиболее влиятельных теоретиков интерактивности Ш. Рафаэли дает следующее определение: «Интерактивность есть выражение степени, с которой в данной серии коммуникативного обмена любая третья (или более поздняя) передача (или сообщение) соотносится со второй, равно как вторая связана с предшествующей"[11].
С этих позиций очевидно, что любой продукт коммуникативного дизайна характеризуется прежде всего не столько наличием самой интерактивности, сколько конкретным типом ситуации коммуникативного обмена. Л. Манович отмечает, что по отношению к компьютерным продуктам использование концепции интерактивности в качестве ключевой технологии вообще не выявляет какой-то уникальной специфики: «…современные интерфейсы «человек-компьютер» интерактивны по определению. […] Как только объект попадает в компьютер, он автоматически становится интерактивным"[12].
Подведя черту, мы можем выделить ключевые характеристики Новых медиа:
- Исторические рамки: с 1980- годов.
- Способ существования продукта: виртуальный.
- Характеристики носителя: динамичный, электронный, цифровой.
- Ключевые технологии: компьютер, интернет, интерфейс «человек-компьютер»
- Адресация сообщения: один ко многим, многие ко многим
- Способ проектирования: компьютерный
- Материальный носитель: универсальный.
- Определение содержания (контента): адресатом и адресантом.
- Доступ к контенту: прямой.
- Конечный продукт: нематериальный.
Важно, что, как и в случае принципов Новых медиа, представленных Л. Мановичем, не все отмеченные выше свойства однозначно определяют различия сред, но показывают их максимальный потенциал. Например, телевидение, во многих странах работающее уже с цифровым сигналом, по прежнему существует по классической широковещательной схеме и практически не обладает никакими свойствами, относящимися к цифровой среде, хотя «юридически» находится в ней. В противоположность этому, интерактивное телевидение уже в полной мере задействует все возможности Новых цифровых медиа.