С начала 90-х годов в России стремительно изменяется сложившаяся профессиональная дизайнерская среда: новые рынки сбыта и компьютерные технологии порождают небывалый спрос на продукцию отечественного, преимущественно графического, дизайна. С появлением доступных персональных компьютеров, которые существенно расширяют и упрощают возможности проектирования и производства также видоизменяются и требования к профессионалам в данных областях — компьютер из экзотики перерастает в рабочий инструмент. Любое стремительно появившееся явление должно обладать названием и в пику «классическому дизайну» появляется термин «компьютерный дизайн», к которому сразу же причисляют создание вэб-сайтов и графических интерфейсов пользователя, а также все остальное, что связано с компьютерной графикой - средства двухмерного и трехмерного проектирования и визуализации графики и информации. Но отражает ли понятие «компьютерный дизайн» какую-то специфику?
В учебном пособии «Основы теории и методологии дизайна» (Рунге В., Сеньковский В.) не дается определения, но присутствует попытка уточнить его место среди других видов: «Компьютерный дизайн переходит их сферы прикладного состояния, обслуживающего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с так называемыми Web-site в интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами». Получается алогичность — как результатом дизайн-проектирования может являться не продукт, а другой вид дизайна — компьютерный дизайн?
Иллюстрированный словарь-справочник «Дизайн» не упоминает подобный термин, разве что говорит о компьютерной графике, да и то вскользь. В работе Лукова В. и Останина А. «Дизайн. Тезаурусный анализ» компьютерному дизайну посвящена целая глава. К сожалению, авторы опять же не дают определения, лишь замечая: «Понятие «компьютерный дизайн» означает лишь, что дизайн осуществляется с помощью компьютерной техники. С этой точки зрения, следовало бы выделить дизайн с помощью бумаги, карандаша, красок и т. д., ручной дизайн». В соответствии с тремя видами объектов авторы выделяют три типа дизайна — компьютерный дизайн предметного мира, компьютерный виртуальный дизайн и компьютерный дизайн симулякров. Авторы пытаются вскрыть различие среди трех сфер, а, следовательно, и трех видов дизайна, между строк замечая, что «компьютерный дизайн предметного мира отличается от докомпьютерного дизайна, в сущности, только новыми возможностями, относящимися к количественным показателям, к облегчению труда дизайнера». Таким образом, можно сделать вывод, что слово «компьютерный» среди описанных ими видов дизайна можно вынести за скобки; поскольку весь современный дизайн создается с помощью компьютерных технологий, подобный общий знаменатель и вовсе не имеет смысла.
Не найдя ответа на вопрос о происхождении термина «компьютерный дизайн» в работах российских авторов, будет логично предположить, что, как и большинство профессиональных терминов в дизайне, понятие «компьютерного дизайна» имеет корни в английском языке. Тем не менее, термин «computer design» означает буквально проектирование компьютеров. С другой стороны, этимология выражения «компьютерный дизайн», по видимому, восходит к англоязычному термину CAD (Computer-Aided Design), что можно перевести как «средства (система) автоматизированного проектирования» или «дизайн (проектирование) средствами компьютера». Данная технология была впервые разработана в США в 50-х годах ХХ столетия сотрудниками Массачусетском технологического института и, конечно же, не могла появиться раньше самих компьютеров.
История вычислительной техники со временем приоткрывает все более ранние свои страницы: долго считалось, что первым программируемым компьютером был ENIAC, заработавший в 45 году в США. Тем не менее, со временем рассекречивались военные документы и стало очевидно, что ЭНИАК был лишь пятым в списке, которому предшествовал и английский Colossus, созданный для дешифровки немецких сообщений во время Второй Мировой, и, возглавляющий список, немецкий ZUSE Z3, заработавший в мае 1941 года. Первое поколение компьютеров с электронными лампами во второй половине 50-х уступило место следующему, поколению первых транзисторов, тогда и стали развиваться CAD-технологии. На первом этапе программное обеспечение CAD было относительно примитивным и простым, редко когда использовалось вне нужд авиакосмической и автомобильной промышленности. С развитием компьютерной индустрии, внедрением технологий микрочипов (третье поколение компьютеров) и появлением в 80-х годах первых доступных персональных ЭВМ компьютерные средства проектирования стали все более и более активно осваиваться дизайнерами.
По своей сути программное обеспечение CAD визуализирует информацию средствами компьютерной графики, т. е. создает и обрабатывает графические изображения средствами вычислительной техники. CAD-технологии позволяют работать дизайнерам, конструкторам и проектировщикам в двухмерной и/или трехмерной среде — 2D- и 3D-графике, соответственно. Современные программные продукты позволяют не только создавать по двухмерным чертежам трехмерные модели, которые можно трансформировать, масштабировать и всячески изменять уже в трехмерном режиме, но и работать с поверхностями, материалом, светом, создавая фотореалистичные изображения, проектируемых объектов от стакана с водой до интерьера, от кресла пилота до целого самолета. К областям применения CAD-технологий относится, например:
— Архитектура, машиностроение и строительство (AEC — The Architecture, Engineering, and Construction). К данной категории относятся: архитектура и архитектурное проектирование, жилищно-общественное строительство, гражданское строительство и проектирование инфраструктур, дорожное строительство, гидротехника, картографирование и геодезия, системы компоновочного проектирования, системы нагревание, вентиляция и кондиционирование воздуха (HVAC).
— Машиностроение (MCAD — Mechanical Engineering): автомобильное и аэрокосмическое строение, машинное оборудование, кораблестроение,
— Системы автоматизированного проектирования электроники (EDA — Electronic design automation).
— Электротехника.
— Дизайн: промышленный дизайн, дизайн одежды, средовой дизайн и дизайн интерьеров.
С термином CAD тесно связано понятие CAM (Computer-Aided-Manufacture), что можно перевести как автоматизированное (компьютерное) производство. Программный код CAD-приложений при помощи программного обеспечения CAM может быть транслирован в данные, которые поступают непосредственно на станки, изготавливающие спроектированный объект или его прототип. Данная технология в значительной степени упрощает процесс производства, ускоряя сроки и снижая штат персонала.
Несмотря на то, что CAD подразумевает и двухмерное проектирование, причем с использованием как векторной, так и растровой графики, к области СAD традиционно не относят средства двухмерного проектирования менее комплексных областей, например той, которой занимается графический дизайнер. Иными словами, в тени остается ряд менее наукоемких компьютерных технологий, связанных с полиграфией, «вэбом», обработкой видео, нелинейным монтажом, анимацией. Получается, что понятие «компьютерный дизайн» шире понятия CAD и отождествления последнего с отечественным «аналогом» неверно.
Если оставить попытки поиска аналогов за рубежом и определений в отечестве, то несложно заметить, что термин «компьютерный дизайн» является уже анахронизмом. Поскольку другого дизайна сейчас нет, термин, действительно, не раскрывает никакой специфики, которая отличала бы этот вид дизайна, ведь методы проектирования, законы композиции никто не отменял, а программный продукт за дизайнера макет не нарисует. Краска заменяется графитом, а графит в наше время заменяется компьютерной мышью и дигитайзером. Как вывод: не стоит смешивать понятия материальных инструментов проектирования с духовным процессом проектирования.
Важно отметить, что с эрой CAD/CAM и других технологий компьютерного проектирования можно говорить о появлении нового уровня производства, логически следующего после ручного и машинного — автоматизированного, а точнее компьютерного, когда не только непосредственное производство осуществляется при помощи машин, но и сам процесс проектирования. С появлением доступных персональных компьютеров ключевым новшеством стало сближение инструментов проектирования электронной коммуникации с ее носителями. Таким образом, легитимным является использование терминов «компьютерное проектирование», «компьютерная графика» и даже «компьютерное производство», но не «компьютерного дизайна».