выставка аудиовизуальных инсталляций

ЗВУК И ТИШИНА
ВОСТОКА

«Звук и Тишина Востока» — это выставка аудиовизуальных инсталляций на основе коллекции исследовательских материалов по антропологии и этнографии Северного Кавказа и Центральной Азии.

Экспозиция была представлена в рамках Международного фестиваля искусств Востока DAIRAFEST 2022 в культурном квартале БРУСНИЦЫН с 11.11.2022 по 11.12.2022 при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Куратор и художник — Ксения Диодорова
Как появилась идея проекта
За последние 15+ лет мы провели серию полевых экспедиций в Центральную Азию и на Северный Кавказ, где собрали обширный архив исследовательских материалов. В поле мы записывали древние колыбельные и напевы, собирали рассказы людей об их жизни, об отношении к Богу и миру, документировали исчезающее материальное и нематериальное наследие и культурные традиции.

Все это мы стремились сохранить через современные мультимедийные формы: такая доступная и выразительная интерпретация фольклора расширяет круги вовлеченной аудитории и повышает видимость многообразия культур и народностей России. Научно-теоретической основой стали многолетние кабинетные антропологические исследования НФ Аль-Макам и наработки локальных исследователей из регионов.

Итоговой формой проекта стала большая офлайн выставка в Петербурге, которая объединила научные наработки под единой художественной концепцией. Выставка соединила накопительный опыт частных и институциональных инициатив: актуализируя язык научных работ этнографов и фольклористов, она повысила видимость материалов, коллекций и распространила знания о культурах.

Концепция выставки
Через поэтический образ звука и тишины экспозиция объединяет духовные практики, предметную культуру, фольклор и антропологию повседневности. Кураторы собрали воплощения культуры, выраженные в звуке или его отсутствии — тишине или пустоте. В пространстве создан ритмический рисунок разного уровня мультиканального опыта: от шума к тишине, от земного к божественному, от рутинного к волшебному и, наконец, от хаоса к покою.

Пространство в 1000 м2 образует последовательность галерей. В них создан ритмический рисунок разного уровня контрастного мультиканального опыта: от шума к тишине, от земного к божественному, от рутинного к волшебному и, наконец, от хаоса к покою.

Сценография выставки определяет в каждой ее части особую эмоциональную и физическую форму взаимодействия с посетителями.
Cодержательные слои экспозиции
Фото и видео

Документальные фотографии и видео приобретают художественную обработку и встраиваются в мультимедийный контекст, а где-то остаются полностью нетронутыми

Носители культуры совершают повседневные традиционные ритуалы, становясь частью художественной сценографии

Объекты

Специально для выставки были спроектированы и построены архитектурные формы: ротонда с внешней колоннадой 4 метра в высоту и восьмиместный топчан с мультимедийным куполом

Кроме того, в пространстве расположена оригинальная коллекция молитвенных ковриков намазлыков и коллекция колокольчиков домашних животных — ботал

Звук

Каждый этап сопровождается тщательно выстроенной аудио сценографией: зрителя встречают голоса и напевы, потом обступает полная тишина, а за ней — многоголосие личных молитв и монологи героев

Звук то заполняет все пространство, то заставляет внимательно прислушаться к голосу говорящего
Участие

Вся выставка иммерсивна, с предметами можно и нужно взаимодействовать. На протяжении всего пути мы используем партисипаторные практики и задаем зрителям вопросы, на которые они могут ответить, тем самым поучаствовав в ее создании
Структура экспозиции
—1—
Галерея
шума
Путь зрителя по выставке начинается с Галереи Шума, которая заполнена десятками старинных колокольчиков для домашних животных. Проходя сквозь инсталляцию, посетители неизбежно звенят ботало и становятся соавторами звукового ландшафта экспозиции.

Колокольчики переносят зрителей из города в горный поселок, к людям живущим близко к земле и традиции, а полифония образно иллюстрирует многообразие культур и языков.
—2—
Галерея
пустоты
После галереи шума зритель знакомится с отношением традиции восточной и западной музыки к тишине под взглядами мужчин начала XX века: фотографии из Туркестанского архива фотографий Олега Карпова.
—3—
Галерея
разговора
Письма к богу
В Галерее Разговора представлена офлайн версия виртуальной выставки «Письма к Богу» о духовных традициях и предметной культуре ислама. Зрителя встречает коридор из молитвенных ковриков, богатая коллекция коллекция которых собиралась несколько лет в экспедициях по разным уголкам Центральной Азии. Все коврики не имеют особой музейной ценности: их владельцами были пастухи, крестьяне, мелкие торговцы.

Исследователям было интересно физическое свидетельство разговора человека с Богом — следы намоленности. После галереи намазлыков посетитель попадает в мультимедийный цифровой «сад»: с потолка вниз спускаются ветви деревьев, на которых прикреплены полупрозрачные листы с текстами личных молитв и просьб мусульман, а на экранах проецируется мультимедиа арт с молящимися людьми в саду.

В зале постоянно звучит многоголосый аудио трек, в котором переплетаются фрагменты личной молитвы разных мусульман. Это многоголосие было собрано из 60 часов интервью и символизирует историю диалога человека с Богом.
—4—
Галерея
снов
В Галерее Сна исполнения старинных колыбельных Северного Кавказа можно слушать, лежа на восточном топчане, под куполом которого проецируются современные визуальные нарративы или «сны».

Зритель слышит пять колыбельных и видит пять снов, сюжеты которых строятся на старинных фольклорных текстах мусульманских народностей России: абазин, лакцев, ногайцев, татар и чеченцев. Старинные колыбельные исполненные современными носителями культуры в абсолютно самобытной технике, а в видеоряде представлены носители культуры застигнутые в момент своей реальной жизни, но с выстроенной сценографией.
—5—
Галерея
уединения
Внутри черной ротонды, соединившей в себе черты храмов разных религий, идет круговая видео-арт панорама с неосуфийскими практиками. Зритель видит три главы о суфийской традиции движения. Кружение дервишей в ритуале сама', гурджиевские танцы и священные шаги (хатва ал-мукаддас) практикуются мистиками для вхождения в состояние ваджда. Оно способствует восприятию тонких божественных энергий и известно в научном мире как «измененное состояние сознания».

Погружаясь в геометрию движений, зрители подолгу задерживались на полу ротонды в состоянии эстетической медитации.
—6—
Тихий
или громкий
На полу два экрана: в форме видеоарта зритель может познакомиться с двумя видами суфийского зикра – исламской религиозной практики. Цели суфийских мистиков одни и те же, различаются лишь способы их адаптации к месту и времени, отсюда столь большой список путей достижения Божественной реальности и вариаций громкого и тихого зикра.
—7—
Галерея
отражения
Последним этапом экспозиции становится практический этап диалога с Другим.

Галерея Отражения устроена как серия зеркал: зритель видит себя, а в наушниках слышит голосовые сообщения с личными историями людей, сохраняющих свою локальную традицию.

В конце каждого рассказа герой задает вопрос зрителю. На вопрос зритель может ответить – у зеркала висит qr-код ведущий на телеграм бот, где можно оставить аудиосообщение. Эти аудио ответы мы разобрали и отправили нашим героям, чтобы диалог с Другим состоялся.
Чат-бот
Специально для выставки мы создали чат-бот в Телеграм: там мы собирали отзывы, обращения посетителей к Богу и отклики на монологи героев из Галереи отражения. За время выставки чат-бот запустили более 450 раз и оставили около 150 единиц качественного текстового и звукового ugc-контента.
Обиджон, меня зовут Настя, я - архитектор, мне 27 лет. Сейчас обстановка в мире все чаще наводит меня на мысль, что же самое главное для меня, что есть ценность моей жизни? Послушав Ваше сообщение, я подумала о том, что разделяю Ваши взгляды - делить моменты жизни с близкими людьми, поддерживать их и чувствовать любовь и поддержку в ответ - это самое ценное. Спасибо за Ваше послание
Спасибо вам, Обиджон! Здоровья и долгих лет вам и вашим родным и близким! Напевный у вас рассказ, о такой старине — и обязательно найду теперь вашу керамику, ведь о ней непременно написано и сказано, правда? Спасибо, что говорите о важном вам, о главном!
Кураторская экскурсия
Культурное и социальное воздействие проекта
За четыре недели выставку посетило более 2000 человек.

В рамках выставки прошла серия образовательных программ о современных формах интерпретации наследия для сотрудников музеев и культурных институций, преподавателей и студентов ВУЗов Петербурга (Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Государственный Эрмитаж, Музей Фаберже. Государственный музей истории религии, Политех, Центр Art & Science ИТМО, Смольный, ВШЭ Спб, СПбГУ, Школа искусств и культурного наследия ЕУСПб).

Идея синтеза искусства и академической гуманитарной науки нашла также свое отражение в книжном издании Суфизм после СССР. Ее иллюстративная часть была представлена на выставке в форме медитативной инсталляции. В специально созданном сценическом пространстве экспозиции прошла научная программа и одноименная конференция, которая собрала ведущих международных экспертов в области антропологии и религиоведения.
Выставочный проект сделал видимыми и доступными для широкой аудитории материалы исследований в области фольклора, этнографии и социальной антропологии некоммерческого фонда поддержки научных и культурных проектов Аль-макам, студии Gonzo: Research&Art, а также научных сотрудников Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы ДФИЦ РАН, отдела этнографии и искусств народов КЧР КЧИГИ, отдела межнациональных и межконфессиональных отношений «Дом дружбы Ленинградской области», института Чеченского Языка и многих других.

Архитектура экспозиции была организована как гибридное событийное пространство, в которое кроме выставки встроилась образовательная, научная и кинопрограмма. В течение месяца разные части экспозиции становились местом проведения лекций, кураторских экскурсий, кинопоказов, конференций, театральных и музыкальных перформансов.
Избранные публикации
Охваты
62+ публикаций

совокупное количество опубликованных материалов в СМИ с упоминанием выставки
808594+
охват
PR-кампании

медийный охват постов и публикаций о выставке
35 кураторских экскурсий

бесплатные экскурсии от куратора Ксении Диодоровой для посетителей выставки и команд Этнографического музея, Музея Фаберже, Государственного Музея Истории Религии, Эрмитажа и др.

а также специальная экскурсия для подписчиков Эрмитажа в трех частях
8 спецпроектов

В том числе бесплатные кинопоказы совместно с Про:взгляд, выездные лекции по антропологии, перформансы, круглый стол с презентацией книги «Суфизм после СССР» и зикр на выставке
Партнеры
Над выставкой работали
Работа с материалами экспедиций и исследований, создание аудиовизуальной экспозиции — Gonzo: Research&Art

Антропология — Gonzo: Research&Art, Al Maqam


Видео, фотографии, звук — Ксения Диодорова

Дизайн мультимедиа и монтаж — Настя Воронецкая

Тексты экспликаций — Ксения Диодорова, Игорь Панков

Концепция пространства — Сергей Падалко

Координатор — Маша Шибанова

Выпускающий редактор
— Юлия Алексеева

Графический дизайн
— Катя Фарутина



Архитектура — «Витрувий и сыновья»

Строительство — Event Group

Предметное декорирование — Мастерская Маши Гончаровой

Свет — Intiled

Зонирование пространства — «Декор-ателье»

Техническое сопровождение мультимедиа — Media Materia