ЗВУК И ТИШИНА
ВОСТОКА


Выставка аудиовизуальных инсталляций
«Звук и Тишина Востока» — это выставка аудиовизуальных инсталляций на основе коллекции исследовательских материалов по антропологии и этнографии Северного Кавказа и Центральной Азии.

Экспозиция была представлена в рамках Международного фестиваля искусств Востока DAIRAFEST 2022 в культурном квартале БРУСНИЦЫН с 11.11.2022 по 11.12.2022.

Куратор и художник — Ксения Диодорова
Кураторская экскурсия
Концепция выставки
За последние 15+ лет мы провели серию полевых экспедиций в Центральную Азию и на Северный Кавказ, где собрали обширный архив исчезающего материального и нематериального наследия и культурных традиций. Все это мы стремились сохранить через современные мультимедийные формы: такая доступная и выразительная интерпретация фольклора расширяет круги вовлеченной аудитории и повышает видимость многообразия культур и народностей России. Итоговой формой проекта стала выставка в Петербурге, которая объединила научные наработки под единой художественной концепцией. Через поэтический образ звука и тишины экспозиция объединяет духовные практики, предметную культуру, фольклор и антропологию повседневности.
Пространство в 1000 м2 образует последовательность галерей. В них создан ритмический рисунок разного уровня контрастного мультиканального опыта: от шума к тишине, от земного к божественному, от рутинного к волшебному и, наконец, от хаоса к покою.
Галерея шума
Путь зрителя по выставке начинается с Галереи шума, которая заполнена десятками старинных колокольчиков для домашних животных. Проходя сквозь инсталляцию, посетители неизбежно звенят ботало и становятся соавторами звукового ландшафта экспозиции.

Колокольчики переносят зрителей из города в горный поселок, к людям живущим близко к земле и традиции, а полифония образно иллюстрирует многообразие культур и языков.
Галерея пустоты
После галереи шума зритель знакомится с отношением традиции восточной и западной музыки к тишине под взглядами мужчин начала XX века: фотографии из Туркестанского архива фотографий Олега Карпова. Сочетая традиции Востока и Запада, можно открыть в себе способность одновременно представлять конкретное и доверяться абстрактному.
Галерея разговора
В Галерее разговора представлена офлайн версия виртуальной выставки «Письма к Богу» о духовных традициях и предметной культуре ислама. Зрителя встречает коридор из молитвенных ковриков, богатая коллекция коллекция которых собиралась несколько лет в экспедициях по разным уголкам Центральной Азии. Все коврики не имеют особой музейной ценности: их владельцами были пастухи, крестьяне, мелкие торговцы.

Исследователям было интересно физическое свидетельство разговора человека с Богом — следы намоленности. После галереи намазлыков посетитель попадает в мультимедийный цифровой «сад»: с потолка вниз спускаются ветви деревьев, на которых прикреплены полупрозрачные листы с текстами личных молитв и просьб мусульман, а на экранах проецируется мультимедиа арт с молящимися людьми в саду.

В зале постоянно звучит многоголосый аудио трек, в котором переплетаются фрагменты личной молитвы разных мусульман. Это многоголосие было собрано из 60 часов интервью и символизирует историю диалога человека с Богом.
Галерея снов
В Галерее сна исполнения старинных колыбельных Северного Кавказа можно слушать, лежа на восточном топчане, под куполом которого проецируются современные визуальные нарративы или «сны».

Зритель слышит пять колыбельных и видит пять снов, сюжеты которых строятся на старинных фольклорных текстах мусульманских народностей России: абазин, лакцев, ногайцев, татар и чеченцев. Старинные колыбельные исполненные современными носителями культуры в абсолютно самобытной технике, а в видеоряде представлены носители культуры застигнутые в момент своей реальной жизни, но с выстроенной сценографией.
Галерея уединения
Внутри черной ротонды, соединившей в себе черты храмов разных религий, идет круговая видео-арт панорама с неосуфийскими практиками. Зритель видит три главы о суфийской традиции движения. Кружение дервишей в ритуале сама', гурджиевские танцы и священные шаги (хатва ал-мукаддас) практикуются мистиками для вхождения в состояние ваджда. Оно способствует восприятию тонких божественных энергий и известно в научном мире как «измененное состояние сознания».

Погружаясь в геометрию движений, зрители подолгу задерживались на полу ротонды в состоянии эстетической медитации.
Тихий или громкий
На полу два экрана: в форме видеоарта зритель может познакомиться с двумя видами суфийского зикра – исламской религиозной практики. Цели суфийских мистиков одни и те же, различаются лишь способы их адаптации к месту и времени, отсюда столь большой список путей достижения Божественной реальности и вариаций громкого и тихого зикра.
Галерея отражения
Последним этапом экспозиции становится практический этап диалога с Другим.

Галерея Отражения устроена как серия зеркал: зритель видит себя, а в наушниках слышит голосовые сообщения с личными историями людей, сохраняющих свою локальную традицию.

В конце каждого рассказа герой задает вопрос зрителю. На вопрос зритель может ответить — у зеркала висит qr-код ведущий на телеграм бот, где можно оставить аудиосообщение. Эти аудио ответы мы разобрали и отправили нашим героям, чтобы диалог с Другим состоялся.
Чат-бот
Специально для выставки мы создали чат-бот в Телеграм: там мы собирали отзывы, обращения посетителей к Богу и отклики на монологи героев из Галереи отражения. За время выставки чат-бот запустили более 450 раз и оставили около 150 единиц качественного текстового и звукового ugc-контента.
Обиджон, меня зовут Настя, я — архитектор, мне 27 лет. Сейчас обстановка в мире все чаще наводит меня на мысль, что же самое главное для меня, что есть ценность моей жизни? Послушав Ваше сообщение, я подумала о том, что разделяю Ваши взгляды — делить моменты жизни с близкими людьми, поддерживать их и чувствовать любовь и поддержку в ответ — это самое ценное. Спасибо за Ваше послание
Спасибо вам, Обиджон! Здоровья и долгих лет вам и вашим родным и близким! Напевный у вас рассказ, о такой старине — и обязательно найду теперь вашу керамику, ведь о ней непременно написано и сказано, правда? Спасибо, что говорите о важном вам, о главном!
Культурное и социальное воздействие проекта
В рамках выставки прошла серия образовательных программ о современных формах интерпретации наследия для сотрудников музеев и культурных институций, преподавателей и студентов ВУЗов Петербурга (Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Государственный Эрмитаж, Музей Фаберже. Государственный музей истории религии, Политех, Центр Art & Science ИТМО, Смольный, ВШЭ Спб, СПбГУ, Школа искусств и культурного наследия ЕУСПб).

Идея синтеза искусства и академической гуманитарной науки нашла также свое отражение в книжном издании Суфизм после СССР. Ее иллюстративная часть была представлена на выставке в форме медитативной инсталляции. В специально созданном сценическом пространстве экспозиции прошла научная программа и одноименная конференция, которая собрала ведущих международных экспертов в области антропологии и религиоведения.
Выставочный проект сделал видимыми и доступными для широкой аудитории материалы исследований в области фольклора, этнографии и социальной антропологии некоммерческого фонда поддержки научных и культурных проектов Аль-макам, студии Gonzo:Research&Art, а также научных сотрудников Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы ДФИЦ РАН, отдела этнографии и искусств народов КЧР КЧИГИ, отдела межнациональных и межконфессиональных отношений «Дом дружбы Ленинградской области», института Чеченского Языка и многих других.

Архитектура экспозиции была организована как гибридное событийное пространство, в которое кроме выставки встроилась образовательная, научная и кинопрограмма. В течение месяца разные части экспозиции становились местом проведения лекций, кураторских экскурсий, кинопоказов, конференций, театральных и музыкальных перформансов.
Избранные публикации
Охваты
62+ публикаций

совокупное количество опубликованных материалов в СМИ с упоминанием выставки
808594+
охват
PR-кампании

медийный охват постов и публикаций о выставке
35 кураторских экскурсий

бесплатные экскурсии от куратора Ксении Диодоровой для посетителей выставки и команд Этнографического музея, Музея Фаберже, Государственного Музея Истории Религии, Эрмитажа и др.

а также специальная экскурсия для подписчиков Эрмитажа в трех частях
8 спецпроектов

В том числе бесплатные кинопоказы совместно с Про:взгляд, выездные лекции по антропологии, перформансы, круглый стол с презентацией книги «Суфизм после СССР» и зикр на выставке
62+ публикаций

совокупное количество опубликованных материалов в СМИ с упоминанием выставки
808594+
охват
PR-кампании

медийный охват постов и публикаций о выставке
35 кураторских экскурсий

бесплатные экскурсии от куратора Ксении Диодоровой для посетителей выставки и команд Этнографического музея, Музея Фаберже, Государственного Музея Истории Религии, Эрмитажа и др.

а также специальная экскурсия для подписчиков Эрмитажа в трех частях
8 спецпроектов

В том числе бесплатные кинопоказы совместно с Про:взгляд, выездные лекции по антропологии, перформансы, круглый стол с презентацией книги «Суфизм после СССР» и зикр на выставке
Партнеры
Над выставкой работали
Работа с материалами экспедиций и исследований, создание аудиовизуальной экспозиции — Gonzo:Research&Art

Антропология — Gonzo:Research&Art, Al Maqam


Видео, фотографии, звук — Ксения Диодорова

Дизайн мультимедиа и монтаж — Настя Воронецкая

Тексты экспликаций — Ксения Диодорова, Игорь Панков

Концепция пространства — Сергей Падалко

Координатор — Маша Шибанова

Выпускающий редактор
— Юлия Алексеева

Графический дизайн
— Катя Фарутина



Архитектура — «Витрувий и сыновья»

Строительство — Event Group

Предметное декорирование — Мастерская Маши Гончаровой

Свет — Intiled

Зонирование пространства — «Декор-ателье»

Техническое сопровождение мультимедиа — Media Materia