Семинар
26 апреля, 11:30-15:30 (Мск)

Метод «Гонзо» в проектировании выставок

Мы — Ксения Диодорова и Алексей Полеухин, основатели петербургской студии Gonzo:Research&Art. С 2007 года создаём проекты, соединяя дизайн, мультимедиа-искусство, интерфейсы и антропологию.

Экспертиза в этих дисциплинах позволила нам сформировать свой подход к разработке экспозиций — это внимательное отношение к пользовательским сценариям, человечность и чувственность сюжетов и текстов, образность повествования, разнообразие выразительных форм и каналов репрезентации.

Мы приглашаем вас на наш бесплатный семинар, чтобы поделиться методами, которые помогают решать задачи актуализации наследия, телесности экспонатов, вовлечённости и возвратности аудитории, коммуникации знаний.

Мы хотим, чтобы семинар стал не только возможностью посмотреть по-новому на вашу экспозицию или музей, но и поводом для знакомства — и, может быть, началом совместной работы.
Для кого
Для директоров музеев, кураторов, заведующих экспозициями и всех, кто отвечает за выставочную деятельность в государственных и частных организациях.
26 апреля | онлайн, бесплатно
С 11:30 до 15:30 (Мск)

Четырехчасовой семинар, где лекционные блоки чередуются с практическими брейнштормами.

Семинар ведут

Ксения Диодорова
Куратор, визуальный антрополог и продюсер выставок, сооснователь студии Gonzo: Research&Art. Преподаватель программы «Современный музей» Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге, а также авторских курсов в Британской высшей школе дизайна, институте дизайна и урбанистики «Стрелка», арт-школе Masters, университете ИТМО. Член жюри World Press Photo 2020 по направлению «Digital Storytelling»
Алексей Полеухин
Арт-директор, искусствовед и продюсер выставок, сооснователь студии Gonzo: Research&Art. Старший преподаватель кафедры инженерной графики и дизайна Санкт-Петербургского политехнического университета (2007−2016), а также преподаватель курсов в институте дизайна и урбанистики «Стрелка», арт-школе Masters и университете ИТМО. Член Союза дизайнеров России, ведущий колонки про социально-ориентированный дизайн в «Теплице социальных технологий», автор учебного пособия «Дизайн. Основы теории».
  • Ксения Диодорова
    Куратор, визуальный антрополог и продюсер выставок, сооснователь студии Gonzo: Research&Art. Преподаватель программы «Современный музей» Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге, а также авторских курсов в Британской высшей школе дизайна, институте дизайна и урбанистики «Стрелка», арт-школе Masters, университете ИТМО. Член жюри World Press Photo 2020 по направлению «Digital Storytelling».
  • Алексей Полеухин
    Арт-директор, искусствовед и продюсер выставок, сооснователь студии Gonzo: Research&Art. Старший преподаватель кафедры инженерной графики и дизайна Санкт-Петербургского политехнического университета (2007−2016), а также преподаватель курсов в институте дизайна и урбанистики «Стрелка», арт-школе Masters и университете ИТМО. Член Союза дизайнеров России, ведущий колонки про социально-ориентированный дизайн в «Теплице социальных технологий», автор учебного пособия «Дизайн. Основы теории».
В программе
  • От демонстрации коллекций — к пространству опыта. От материальной экономики — к экономике впечатлений.
  • Почему экспонат сам по себе не несёт знания? Проектирование контекста — ключ к запоминающемуся и чувственному восприятию. Конверсия опыта в знание.
  • Интерфейс музейного контента: как посетитель взаимодействует с информацией.

Практическое упражнение:

Формулируем ключевые сообщения экспозиции.
Что в итоге
После семинара у вас будет чёткое понимание, как превратить музейную экспозицию в осмысленный, эмоционально вовлекающий опыт, которым посетители будут делиться и к которому захотят возвращаться.
  • Какие специалисты и компетенции вам нужны для реализации задуманного выставочного проекта
  • Как оптимизировать и расширить потенциал выразительности, эмоционально-чувственного опыта и интерактивного
  • Как выбрать наиболее эффективные формы репрезентации и сценографии
Марина Лошак
(куратор, галерист. Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (2013–2023). Куратор музея «Полторы комнаты»)
о выставке «Post экзотика»
Я оказалась в пространстве, густо наполненном эмоциями подростков, живущих в Петербурге и посещающих мусульманский подростковый клуб «Пилигрим». Это дети из стран Центральной Азии, Северного Кавказа, Татарстана и других территорий. Это их переживания, их столкновение с Нелюбовью, Непониманием мира, в котором они живут. Я же остро почувствовала вокруг себя противоположное — такую Любовь, что сразу перехватило горло.

Представьте, что все эти непростые эмоции вылились в очень ясную художественную форму — прекрасную в искренности и виртуозности воплощения! Надо обязательно прийти всем, кто готов не только развлекаться, но и чувствовать.
Нюта Федермессер
(российский общественный деятель, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера»)
о выставке «Исчезнет или превратится»
Млеть я начала на входе — сразу, от названия. Завораживает. Экскурсию вела Ксения Диодорова — куратор выставки, придумщик концепции и собиратель историй. Обалдеть… Знаете, я столько записала обрывков своих мыслей и её цитат… Перечитываю — и снова возвращаюсь туда, в этот чудный мир чужих тёплых историй.

Короче говоря, друзья, знаете что? Сходите на выставку. Притормозите немного. Люди, которые делятся частью своей памяти, проявляют к нам невероятную щедрость. А мы, оказываясь рядом, чувствуя их доверие, вспоминаем своих. И, вспоминая, обретаем какое-то тёплое и бережное чувство.
Ксения Паршина
(куратор выставки «Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар» в государственном музее-заповеднике «Царицыно»)
об инсталляции «Четыре линии»
Работа Ксении и её команды заняла отдельный зал выставки — очень важный, финальный. Мы назвали его залом эмоционального опыта. Даже если наш зритель не затормозился в предыдущих залах, в этом у него не было шансов не погрузиться в собственные ощущения. Я часто наблюдаю, как люди пытаются понять, спорят, задают вопросы смотрителям или сидят в зале по полчаса. Эта работа будит восприимчивость, заставляет задавать вопросы самому себе — а это, на мой взгляд, самая большая задача любого выставочного проекта. И, видимо, её получилось решить.
Леся Колесникова
(директор Музейного агентства Ленинградской области)
об инсталляции «Консервы и грёзы»
Что будет, если потереть стенки пыльной банки под проржавевшей крышкой с консервами из далеких 1970-х? В проекте Гонзо «Консервы и грёзы» в Сланцевском краеведческом музее разрозненные пылинки превращаются в кристаллы памяти. Незамысловатая коллекция компотов — образцов предприятия, работавшего когда-то в Сланцах, — превращается из музейного курьёза в объект исследования памяти города и горожан.
Валерий Дымшиц
(переводчик, исследователь этнографии, истории, фольклора и искусства восточноевропейских евреев. Глава научного центра «Петербургская иудаика» Европейского университета в СПб)
о выставке «Post экзотика»
Был на этой потрясающей выставке два раза. Впечатление очень сильное. В сущности, экспонируется один объект — сама выставка. Посетитель пробирается внутри этой тотальной инсталляции, как мышь в сыре, напрягая все пять органов чувств и ещё три, о которых писал Ибн Сина (о них я как раз узнал на этой дивной выставке). Наслаждаясь целым, в то же время погружаешься в детали, обдумываешь бесчётные конкретные решения и каждый раз убеждаешься в их оправданности, уместности, более того — необходимости. Это не говоря о высоком, благородном послании, которое несёт эта выставка.
Оставьте заявку
Пожалуйста, заполните форму — на основе присланных заявок мы сформируем состав участников семинара. Поскольку программа включает обратную связь и практические упражнения, количество участников ограничено.
Мы внимательно рассмотрим каждую анкету и сообщим о результатах отбора до 18 апреля.

Для тех, кто не сможет принять участие в практической части, мы предусмотрели доступ к записи лекционной программы семинара — чтобы у всех была возможность познакомиться с основами метода «Гонзо».
Организации и площадки, для которых
мы создавали выставки
Избранные публикации
о наших выставках