100 лет De Stijl

____________

Выставка «100 лет De Stijl» в резиденции генерального консула Нидерландов в СПб



100 лет De Stijl

____________

Выставка «100 лет De Stijl» в резиденции генерального консула Нидерландов в СПб


В течение 2017 года по всему миру открывались выставки, посвященные столетию с момента основания в Лейдене (Нидерланды) знаменитого движения и общества художников «De Stijl». С 1917 года на протяжении 15 лет художники, которые в него входили (Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Вильмош Хусар, Геррит Ритвельд, Барт ван дер Лек и др.), активно разрабатывали и реализовывали программные принципы нового искусства.
В течение 2017 года по всему миру открывались выставки, посвященные столетию с момента основания в Лейдене (Нидерланды) знаменитого движения и общества художников «De Stijl». С 1917 года на протяжении 15 лет художники, которые в него входили (Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Вильмош Хусар, Геррит Ритвельд, Барт ван дер Лек и др.), активно разрабатывали и реализовывали программные принципы нового искусства.
Принцип De Stijl
Будучи модернистским движением, «De Stijl», во-первых, понимало свою продукцию как логическую кульминацию искусства прошлого. Во-вторых, предсказывало и ожидало растворение искусства в некой всеобъемлющей сфере. Например, в городской среде и повседневной жизни. В-третьих, обязательно подразумевало в каждом из направлений искусства процесс «осознания» своей эссенции, истинной «природы», очищенной от всего лишнего. Последнее в конечном счете должно привести к созданию нового «универсального пластического языка» — неопластицизма.
Для коммуникации на новом языке художники выработали единый генеративный принцип работы с формой и цветом. В его основе лежали всего две операции — элементаризация и интеграция. Это означает, что ни один элемент не может быть более значим, чем другой, и ни один элемент не может избежать интеграции. Поиски тотальной интеграции логично привели художников к попытке выйти за границы сначала привычного картинного формата, а затем и живописи в целом. Так, Мондриан полагал, что архитектура и живопись могут объединиться благодаря одному общему базовому элементу — плоскостности (стены и картины).
Maison Particulière
Theo van Doesburg. 1923
The Red and Blue Chair
Gerrit Rietveld. 1918
Café De Unie
Calandplein, Rotterdam. 1925
Концепция выставки
В формате данной выставки мы не стали демонстрировать репродукции и фотографии работ известных художников «De Stijl», но попытались воплотить в жизнь принципы этого движения. Вдохновившись интерьерами Мондриана, ван Дусбурга, Хусара и Ритвельда, мы освоили пространство средствами визуального искусства неопластицизма, где цвет, согласно ван Дусбургу, действительно становится «конструктивным материалом». Созданная через элементаризацию, плоскостная композиция буквально выходит в пространство за счет появления дополнительных объемных форм.
Такое решение, во-первых, максимально размывает границу между двух- и трехмерной средой, а во-вторых, дает возможность воспринимать произведение скорее уже как скульптуру. Именно это и позволяет достичь столь важного для Ритвельда эффекта «отделения, ограничения и соизмерения с человеком некоторой части неограниченного пространства». Здесь можно обнаружить и гуманистический посыл модернизма в общем и неопластицизма в частности — соразмерность и близость к человеку, отказ от элитарности и неравенства как в обществе, так и в искусстве, и, наконец, тотальная инклюзия.
В конечном итоге гости Резиденции могут оказаться в преобразованном пространстве, которое наглядно демонстрирует важность, ценность, а главное — актуальность всего, что было открыто движением «De Stijl» еще столетие назад.
Над проектом работали


Композиция и дизайн
— Алена Захарец

Кураторство — Ксения Диодорова, Алексей Полеухин

Идея и текст — Алексей Полеухин

Производство — Михаил Мартьянов

лайк, шэр