ТИМ АНДРАКА
Алексей Полеухин

ТИМ АНДРАКА




Алексей Полеухин,
сооснователь студии «Gonzo: Research&Art»

Не помню, как я впервые наткнулся на работы Тима Андраки, но вчера они снова попались мне в ленте, и я понял, что должен ими поделиться.
«Что здесь, чёрт возьми, происходит?» — наверное, первая мысль, когда смотришь на эти… что? Иллюстрации? Иллюстрации, простите, чего? И никакой информации, никакого контекста. На сайте Андраки — только скромная заметка:
«Привет, меня зовут Тим. Я художник, живу в Бристоле, штат Род-Айленд, с женой и двумя нашими котами. В настоящее время я создаю естественно-научную коллекцию, посвящённую поведению диких животных и эволюционным связям между различными организмами. Я рисую пером и тушью и обычно раскрашиваю каждую работу в цифровом виде».
Что мы видим? Безупречно выполненные изображения гибридов, несуществующих животных и растений, которые притворяются страницами старинного научного атласа. Это ощущение очень напоминает то, что испытываешь, листая легендарный Codex Seraphinianus — та же гениальная мистификация, та же игра с доверием зрителя. Но если Кодекс — это целая вымышленная вселенная, то Андрака — будто её главный зоолог, вышедший на минутку из своего мира.

Художник рисует всё вручную ручкой-лайнером на бумаге, используя сложные техники вроде пуантили и перекрёстной штриховки. Он тратит десятки часов, чтобы штрих за штрихом придать своей «убедительной чепухе» (plausible nonsense) вид подлинного документа. Затем он сканирует готовый рисунок и раскрашивает его в Фотошопе, мастерски имитируя приглушённую, «выцветшую» палитру винтажных научных атласов.

Колоссальный труд! Но именно эта дотошная ручная работа и делает его абсурд таким правдоподобным. Разве можно тратить столько времени на нонсенс? Ergo, они настоящие!
Его молчание — видимо, тоже часть замысла. Opera aperta (вспоминаем снова У. Эко) — произведение, открытое к трактовке и заполнению лакун собственным опытом. Мы привыкли доверять формату научной иллюстрации, и художник использует этот кредит доверия, чтобы подсунуть нам нечто невозможное. Он заставляет зрителя из пассивного потребителя превратиться в со-автора, который сам придумывает историю этим созданиям.
Курсы в «Гонзо»
«с нуля — в плюс бесконечность»
«такого не было в макете»