Открылся Сланцевский
историко-краеведческий музей
Ксения Диодорова

Открылся Сланцевский
историко-краеведческий музей




Ксения Диодорова,
сооснователь студии «Gonzo: Research&Art»

Около года назад в краеведческом музее Сланцев во время реновации хранители разбирали фонды. Среди прочего было обнаружено шесть ящиков с консервами — борщ, сок из клюквы, яблочное повидло, буратино и ситро, солянка и варенье из черники. Видимо, примерно в 70-е музей попросил Сланцевский консервный завод передать им в коллекцию эти артефакты кулинарной традиции.
Прошлым летом коллеги из Музейного агентства ЛО обратились к нам с вопросом: а можем ли мы сделать что-то с этими консервами? Содержимое банок, как вы понимаете, уже давно не было ни прежним, ни свежим. Какие-то жидкости полностью иссохли, кисели превратились в пески, повидла приобрели форму кристаллов, супы и вторые блюда были похожи на образцы торфа и почвы. Внутри некоторых банок остались только коричневые разводы. Размышляя о банках, мы переживали то отвращение, то очарование; на прикроватном столике лежал Башляр. Так родилась рифма с воспоминаниями. Всё ли, что мы храним в памяти, выглядит свежим и съедобным? Если испорчено или гнилое, воняет и стухло — нужно ли выбросить такие воспоминания? Что сохранить? Как превратить травму в открытку, которую с радостью получишь в будущем? А что-то, может, и правда — на помойку?
Мы провели параллель между содержимым консервов и воспоминаниями. Мы собрали множество историй у жителей Сланцев о том, каким они помнят прошлое. Мы поместили протухшие консервы под прозрачные, идеальные колпаки. Они — почти как в лаборатории — защищены и стерильны, на них падают точечные лучи света. Мы как бы создали безопасную оболочку, в которой вы можете окунуться в прошлое и, рассматривая сухие ягоды смородины и плесень на щах, слышать в наушниках монологи. Они начинаются с простых рассказов о семейных ритуалах, детских играх и любимых лакомствах, на которые просишь мелочь у родителей, а в конце превращаются в исповедь. В словах можно почувствовать это сомнение: зачем я это храню в памяти? как я это прожил? почему я это помню? хочу ли помнить это? почему я жил так, как будто этого и не было?
Одновременно стало интересно: а что и зачем неочевидное хранится в музейных фондах? И как хрупко назначение ценности тому или иному предмету. Вы только представьте, что можно обнаружить в неподписанной коробке.

Мы приезжали в Сланцы и наблюдали, как музей готовится к обновлению. В новой архитектуре, с новой экспозицией, трепетно и немного боязно ждёт — как мою историю прочтут люди? Живущие здесь и приехавшие издалека, может, даже никогда не слыхавшие о Сланцах.

На прошлой неделе музей открылся. А вместе с ним — и наша инсталляция. Она называется «Консервы и грёзы». Хороший повод поехать в Сланцы!
Курсы в «Гонзо»
«с нуля — в плюс бесконечность»
«такого не было в макете»