Себастьян Сальгадо
Алексей Полеухин

Себастьян Сальгадо




Алексей Полеухин,
сооснователь студии «Gonzo: Research&Art»

На прошлой неделе не стало Себастьяна Сальгадо — бразильского фотографа, чьи проекты десятилетиями определяли визуальный язык документалистики. В прошлом году я (не)случайно попал на его выставку в Мадриде и до сих пор вспоминаю это как одно из самых сильных впечатлений за последние несколько лет. Не стану говорить здесь обо всей его жизни или роли в истории фотографии — расскажу только о проекте Amazônia, с которым у меня была личная встреча.
Долгое время Сальгадо снимал шахты, войны, миграции, а потом вдруг повернул в сторону природы — и начал работать с тем, как выглядят уязвимые экосистемы и как в них живут люди.

В интервью крупным изданиям он говорил, что «фотография может показать, но для перемен нужна коллективная воля и действия». Он также подчёркивал, что именно из-за чувства бессилия перед катастрофами в какой-то момент отошёл от документирования страданий и сосредоточился на «созидательных», природных темах. Это и стало поворотом к Amazônia и основанию Instituto Terra, который успешно занимается восстановлением тропических лесов.
Проект Amazônia — результат семилетней работы в бассейне одноимённой реки. Сальгадо создал масштабную визуальную хронику того, как выглядит жизнь и ландшафт одного из последних уцелевших первозданных миров. В чёрно-белых снимках — горы, реки, туманы, деревья, облака, иногда — лёгкий дым. Эти фотографии кажутся почти абстрактными — будто наблюдаешь не пейзаж, а китайскую тушь.
Но Amazônia — не только про природу. На снимках — люди: те, кто живёт в этом ландшафте, слышит его и говорит с ним на родном языке. Коренные жители региона — в движении, в покое, в повседневных моментах. Сальгадо фиксирует их с уважением, но в то же время без дистанции. Я не знаю, можно ли снимать такие экзотические сюжеты без экзотизации, но выглядят они завораживающими, пронзительными, сюрреалистичными.

Сальгадо, конечно же, вдохновляет. Вдохновляет не только создавать искусство, но и находить возможности, как это искусство может менять мир к лучшему.
Курсы в «Гонзо»
«с нуля — в плюс бесконечность»
«такого не было в макете»