Codex Seraphinianus
Алексей Полеухин

Codex Seraphinianus




Алексей Полеухин,
сооснователь студии «Gonzo: Research&Art»

На прошлой неделе, в посте про Тима Андраку, я упомянул Codex Seraphinianus как более ранний и известный (я бы даже сказал — хрестоматийный) пример произведения в жанре «убедительной чепухи» и пообещал рассказать о нём больше.
Так что же это такое? Представьте: вы открываете богато иллюстрированную энциклопедию неизвестного мира. Детальные зарисовки флоры, фауны, анатомии… Всё выглядит как подлинный научный труд. Но есть проблема: этого мира не существует (да и вряд ли он мог бы существовать в нашей вселенной).

Вся книга написана на вымышленном языке, похожем на таинственный шифр. Её автор — не средневековый алхимик, а наш современник, итальянский архитектор и дизайнер Луиджи Серафини. Создавая книгу почти три года в конце 1970-х, он, по его словам, опирался на визуальные традиции Босха и Эшера.
Сам Кодекс условно делится на две части. Первая посвящена миру природы: мы видим фантастическую ботанику, где растения кровоточат; зоологию с её невероятными гибридами, вроде лошади с колёсиками вместо ног. Вторая часть — о «человеке» и его деятельности: архитектура, еда, одежда и ритуалы, которые выглядят одновременно знакомыми и совершенно чуждыми.

Конечно, Кодекс — не единственный в своём роде. Он стоит в одном ряду с таинственным Манускриптом Войнича XV века и вымышленными мирами Борхеса. Это целый жанр артефактов-мистификаций, которые используют форму (а также форматы) научного знания, чтобы исследовать его же границы.
Так зачем всё-таки нужны такие проекты? Они не несут утилитарной пользы, но выполняют важнейшую функцию: возвращают нам удивление. Взрослый снова превращается в ребёнка, который смотрит на книгу, ещё не умея читать. Для него буквы — это магия, а не информация. Смыслы рождаются не из готовых подписей, а из нашего собственного воображения.

В мире, перегруженном информацией и готовыми ответами, такие «невозможные» артефакты особенно ценны. Они заставляют нас остановиться и снова начать задавать вопросы. Они учат созерцанию и собственной интерпретации. Это прививка от догматизма, тренажёр для воображения и напоминание, что самые интересные миры — те, которые мы создаём и достраиваем сами.
Курсы в «Гонзо»
«с нуля — в плюс бесконечность»
«такого не было в макете»