Музейная рубрика
Ксения Диодорова

Музейная рубрика




Ксения Диодорова,
сооснователь студии «Gonzo: Research&Art»

Отправляясь на биеннале исламского искусства, которая во второй раз проходит в Джидде, в Саудовской Аравии, я ожидала увидеть работы современных художников мусульманского мира. Но большая часть экспозиции — это богатая выборка исламских артефактов, собранных со всего мира — от Метрополитена до частных индонезийских коллекций.
Если коротко описать моё главное впечатление, то биеннале в Джидде — про очень бережное и стеснительное отношение к исламу. Повествовательно экспозиция выстраивается из прямых цитат сур Корана и ветхозаветных сюжетов, буквально иллюстрированных в современных материалах и медиа.

Расскажу об одном. Когда Ибрагим (Авраам) оставил Хаджар в безводной пустыне в районе Мекки, она отправилась на поиски воды, чтобы напоить своего маленького сына Исмаила. В поисках воды она ходила между двух холмов Сафа и Марва, когда вдруг от удара крыла (предположительно) ангела Джибраила (Гавриила) забил источник, известный нам как Замзам. Этот сюжет стал частью паломнического ритуала в Мекке — семикратное прохождение отрезков пути между двумя холмами, в середине которого висят зелёные люминесцентные лампы, под которыми паломники начинают бег.
В саду биеннале есть большая видеоработа с перформансом: в ней путник в поисках воды идёт по пустыне из левого края экрана в правый — и обратно, и так до бесконечности, как черепашка из языка программирования Logo (помните такое?).

Миф — бездонный источник концептуального проектирования.
Курсы в «Гонзо»
«с нуля — в плюс бесконечность»
«такого не было в макете»