At-Tāriq — выставка Тарека Атуи в Мадриде
Алексей Полеухин

At-Tāriq — выставка Тарека Атуи в Мадриде




Алексей Полеухин,
сооснователь студии «Gonzo: Research&Art»

При создании выставок мы часто обращаемся к инструментам соучастного проектирования — практикам, в которых носители знания становятся не только объектом исследования, но и соавторами произведения. И тогда — при должной чувствительности — можно выстроить выставку не про традицию, а вместе с ней.
Поэтому хотим поделиться проектом, который стал для нас одним из самых ярких примеров такого подхода за последнее время.

At-Tāriq — выставка Тарека Атуи в Мадриде, которая завершила свою работу буквально несколько дней назад. Название проекта переводится как «Ночной путник» или «Утренняя звезда». Вдохновлённая ассоциациями ночи с неведомым и архаичным, она предлагает нам собраться, слушать, двигаться вместе со звуком.

В центре — меджлис: традиционное пространство гостеприимства в арабских и североафриканских домах. Именно этот дух принятия, обмена, совместности становится моделью для всей инсталляции.
Атуи много лет работает на стыке полевого исследования и звуковых художественных практик. В этом проекте он обращается к музыкальным и ремесленным формам арабского мира и Северной Африки, к маршрутам транссахарской торговли и паломничества, к амазигским традициям региона Атлас в Марокко.

Вновь возвращаясь к последней Венецианской биеннале (с темой «Иностранцы везде»), нельзя не отметить: там было много проектов, в которых авторы пытались «воссоздать» или «переосмыслить» элементы декоративно-прикладного искусства других культур. Часто это выглядело как стилизация: художник делает куклу, «похожую на ту», что когда-то делали аборигены Австралии. Таких проектов было много — и, при всём нашем уважении, мало среди них было новых объектов.

На этом фоне At-Tāriq — совершенно иная история. Никакой имитации. Никакой псевдоэтничности. Все объекты — новые, собранные руками, но не под «наследие», а из доверительного, уважительного контакта с ним. Это переосмысление не через форму, а через совместный процесс.
Пространство выставки активируется через экспериментальные звуковые объекты: подвешенные к потолку многослойные конструкции из глины, металла, корзин, барабанов, бусин. Эти инструменты-объекты вибрируют, звучат, шуршат, управляют каплями воды, светом, теплом. Они реагируют на амазигские ритмы и голоса, превращая акустические следы в движения — и наоборот.

Некоторые объекты — на грани слышимости: тихий скрежет, слабое потрескивание, почти невидимый звук. Они сделаны из керамики, глины, ткани, плетёных материалов, в которых — отпечатки рук и знания, передаваемого из поколения в поколение. Вся эта чувственность связана с пространством — не только визуально, но и акустически, телесно, обонятельно, тактильно.

Звук здесь — не фон и не сопровождение. Это электроакустическая композиция, созданная вместе с многочисленными соавторами Атуи во время недельной резиденции в Кордове, а затем дополненная другими участниками. Эта музыка течёт сквозь предметы, отражается от поверхностей, проникает в каждый угол зала.

At-Tāriq — выставка, в которой наследие переживается, а не показывается. Через звук, к которому нужно приблизиться. Через телесное взаимодействие. Через пространство, которое не показывают — а в которое пускают.
Курсы в «Гонзо»
«с нуля — в плюс бесконечность»
«такого не было в макете»