«Пятый элемент» Люка Бессона
Алексей Полеухин

«Пятый элемент»
Люка Бессона




Алексей Полеухин,
сооснователь студии «Gonzo: Research&Art»

Есть такая опасная затея — пересматривать фильмы юности со своими подросшими детьми. Каждый раз немного страшно, что магия ностальгии рассыплется о нелепые декорации, топорную игру и смешные спецэффекты.
На выходных я решил рискнуть с «Пятым элементом» Люка Бессона. И не зря. То, что в школе казалось просто причудливым боевиком, сегодня, с моей дизайнерской оптикой, выглядит как выверенная, гениально собранная и абсолютно авторская вещь.

Почему?
Во-первых, это красиво отвал башки от костюмов Жан-Поля Готье. Провокатор, вечный enfant terrible, привнёсший в высокую моду театр, а в кино — высокую моду, граничащую с китчем и поп-артом. Легендарные «термо-бинты» Лилу, леопардовый комбинезон Руби Рода, синие платья стюардесс, оранжевая портупея Корбена и, конечно (это же Готье), матросы в тельняшках breton stripes — это уже самодостаточные произведения искусства.
Во-вторых, самобытный мир, визуальный язык которого создали два столпа европейского графического романа — Жан «Мёбиус» Жиро и Жан-Клод Мезьер. Мезьер, автор «Валериана», подарил фильму его летающие такси и вертикальные городские потоки. А Жиро отвечал за дизайн многих персонажей (включая иконических Мондошаванов), элементов окружения и общей футуристической стилистики. В результате получился не мрачный нуар в духе «Бегущего по лезвию», а яркий, солнечный, ироничный поп-арт футуризм.
And last but not least — всё это собрал воедино Люк Бессон, который начал придумывать этот мир ещё подростком. Режиссёр выступил здесь как гениальный куратор, который смог соединить столь разные таланты и синтезировать их в единое, цельное высказывание. Бессон взял очень авторский, европейский подход и облек его в понятную, «усвояемую» форму блокбастера.

И вот здесь, мне кажется, кроется главный урок. Бессон не пытался повторить кого-то — он синтезировал то, что любил: свои юношеские мечты, эстетику французских комиксов и эпатаж высокой моды. Именно такой личный подход и рождает вещи вне срока годности. Со временем в них можно открывать всё новые грани и смыслы — как это случилось со мной.

Мораль сей басни: занимайтесь любимыми вещами.
Ищите и находите в них себя.
Курсы в «Гонзо»
«с нуля — в плюс бесконечность»
«такого не было в макете»