Краткий анализ новой коммуникативной среды (New media)
Алексей Полеухин

Краткий анализ новой коммуникативной среды (New media)
Алексей Полеухин

В настоящее время коммуникативный дизайн в основном сосредоточен на объектах графического плана и электронной среды, но так было не всегда. Долгое время коммуникативный дизайн был синонимом только графического дизайна и наоборот. Причина данного явления видна в свете технологических аспектов: до 80-х годов, времени появления доступных персональных компьютеров, самым распространенным способом коммуникации в дизайне были именно печатные носители. К видео-рекламе, которая имела не меньшие масштабы, дизайнеры имели лишь незначительное отношение, поскольку ею занимались в основном профессионалы из области кинематографии, режиссуры и мультипликации. Ситуация изменилась, когда стали доступны технологии позволяющие совмещать в себе плоскостную композицию графического дизайна с яркой динамикой спецэффектов. Реклама на телевидении перестала представлять собой лишь монтаж отснятого на камеру материала, понадобились специалисты-дизайнеры, которые могли работать с динамичной средой. С другой стороны, более разнообразны стали и заставки передач, титры, которые теперь разрабатывают штатные дизайнеры телевизионных каналов.

Если изменение ситуации в области телевизионных средств коммуникации носило эволюционный характер, то появление компьютерных сетей вкупе с графическим пользовательским интерфейсом уже приобрело масштаб революции. Поскольку процесс коммуникации происходит через технологическую среду (media), то именно через ее развитие в исторической плоскости можно рассмотреть развитие коммуникативного дизайна[1]. Только за последние сто лет технологии коммуникации претерпели ряд существенных метаморфоз, но этому предшествовали не менее значимые события в истории человечества. В общем можно выделить пять исторических «революций» в развитии технических средств коммуникации:

1. Возникновение человеческой речи (примерно 40 тыс. лет назад);

2. Изобретение письменности (примерно 4000 г. до н. э.[2]);

3. Изготовление печатного станка ( 1440 г . н. э.);

4. Внедрение аналоговых электронных носителей информации (с середины XIX века).

5. Появление цифровых носителей, глобальных сетей (с 80-х годов XX века).

Коммуникативная среда
В соответствии с исторической последовательностью среду коммуникации делят на Традиционную и Новую, с последней в большинстве отождествляют среду цифровую.

Новая коммуникативная среда (New media), в тысячи раз увеличив доступность информации, значительно расширила поле деятельности медиа-дизайнеров. В Новой среде могут существовать параллельно и полноправно до того разрозненные носители информации, которые теперь объединяются в один, например, текст, звук, статические и динамические изображения (видео и анимация). Цифровые устройства позволили работать с большими массивами данных: информация во время преобразования из аналогового сигнала в цифровой становится менее емкой, но зачастую без ощутимой потери качества. Как только в 80-х годах появились первые доступные цифровые персональные компьютеры, стало возможно говорить о появлении новой коммуникативной среды — цифровой. До того основными техническими средствами коммуникативного дизайна являлись статичная печатная среда и динамичная электронная (аналоговая). Для всех без исключения видов дизайна цифровая среда стала также и средством проектирования конечного продукта. В случае с коммуникативным дизайном цифровой среды, по сути, объединяются средства проектирования с самим объектом проектирования, т. е. инструмент реализации задачи с продуктом.Тем самым, создается принципиально новая коммуникативная среда, обладающая рядом существенных отличий даже от своей, недавней предшественницы — аналоговой среды.

Л. Манович, один из серьезных теоретиков цифровой среды, выделяет пять принципов Новой среды[3], однако, он уточняет, что «их не следует воспринимать как абсолютный закон, но скорее как общую тенденцию в культуре под влиянием процесса компьютеризации» и что «не каждый объект новой среды подчиняется этим принципам»[4]:

1. Числовое представление. Все объекты Новой среды представляют собой в конечном счете цифровой код, т. е. последовательность нулей и единиц, из чего следует, что объекты Новой среды могут быть описаны математически и могут быть трансформированы при помощи алгоритмов, т. е. среда программируема.

2. Модульность. Каждый элемент среды, с одной стороны, является частью целого, единого объекта. Так, вэб-страница является частью вэб-сайта. С другой, — сам является самостоятельным объектом, состоящим из ряда самостоятельных элементов: та же вэб-страница состоит из отдельных изображений (векторных или растровых файлов) и текста.

3. Автоматизация. Первые два принципа делают возможным автоматизировать многие операции, связанные с проектированием, доступом пользователей и манипулированием продуктов новой среды.

4. Изменчивость. Одним из главных отличий Новой среды от традиционной, является обязательное требование последней к своим носителям быть единожды определенными через материальную форму. Л. Манович также выделяет 7 частных случая принципа изменчивости:

  • Элементы среды хранятся в специальных базах данных. Конечные объекты среды, различные по форме и содержанию, могут быть сгенерированы из базы данных как заблаговременно, так и по запросу.
  • Принцип изменчивости делает возможным разделить уровни содержимого (контента) и интерфейса.
  • Информация о конечном пользователе может быть использована компьютерными программами для определения контента электронного медиа-продукта и уровня доступа к его отдельным элементам.
  • Разветвленная интерактивность, или интерактивность с помощью меню, является частным проявлением предыдущего пункта.
  • Элементы гипертекста связаны между собой ассоциативными отношениями (гиперссылками), что позволяет оперативно находить и просматривать информацию в желаемом порядке. Это означает, по сути, получение в каждом отдельном случае уникальной версии продукта.
  • Периодические обновления являются другим важным атрибутом ряда современных электронных медиа-продуктов. Они могут затрагивать не только информационное наполнение продукта, но и его качество, функциональность.
  • Масштабируемость представляется одним из основных проявлений принципа изменчивости и означает, что разные версии одного медиа-объекта могут создаваться в виде того же объекта, но с иной детализацией.

5. Транскодинг — профессиональный термин, означающий прямой перевод одного цифрового формата в другой. Л. Манович расширяет границы этого сугубо технического термина до культурных категорий. В Новой среде он выделяет два базовых уровня — компьютерный и культурный[5], и транскодинг здесь означает взаимовлияния этих слоев, которые изначально представляют собой два разных синтаксиса.

С другой стороны в литературе можно встретить и более общие позиции во взглядах на Новую среду. Р. Нойман отмечает, что цифровая электронная среда: изменяет де-факто географические границы, в тысячи раз увеличивает объемы информации, дает возможность во столько же увеличить и скорость передачи информации, делает доступным интерактивное общение, позволяет разным формам коммуникации объединиться в единое целое[6] (мультимедиа).

Коммуникативный дизайн в аналоговой среде за счет телевизионных технологий обретает динамичность. Под динамикой можно понимать характеристику конкретного носителя информации. В печатной среде содержание определяется единожды, конечный продукт рассматривается как совокупность формы сообщения, закрепленного на материальном носителе, специально созданном именно для данного сообщения. Другими словами, у нас нет возможности поменять содержание, не изготавливая при этом заново конечный продукт. В электронном продукте технические средства передачи информации отделены от самой информации. Через единственный источник, при определенных условиях, можно воспроизвести бесконечное количество сообщений.

Продукт аналоговой среды уже не ограничен пространством, как в печатной, но имеет ограничения во временном отрезке (продолжительность записи, эфир). Полноценный продукт цифровой среды не имеет таких ограничений, поскольку существует не в виде эфира или воспроизведения. Следовательно, пользователь может обращаться к нему в любой допустимой последовательности и в любое время начать или прекратить использование продукта. Из этого следует, что медиа-дизайнер, проектирующий в Новой среде и для Новой среды, должен иметь иные представление о пространстве и сценарности.Пространство в электронной среде, являясь не субстанциональным, а виртуальным, уже не ограничено физическими размерами, как, например, размер печатного листа: «Морфология объекта (продукта цифровой среды — А. П.) разворачивается в виртуальном мире, обладающем особой природой, где нет центра и периферии и где об объекте можно говорить лишь как о событии»[7].

Такой простор для творчества предъявляет и отличные от классической предметно-пространственной среды требования к проектировщикам. Полноценная Новая среда требует от дизайнера осознания специфики проектирования «управляемых» электронных продуктов, которые могут существовать и в виде компьютерных приложений и сетевых ресурсов (Интернет- и Интранет-сайты). Проектированием ранних компьютерных продуктов занимались в основном программисты, поскольку возможности визуализации информации были весьма скромными: текст и интерфейс в виде командной строки. Но с развитием программно-аппаратных средств, все чаще возникала необходимость в специалистах, которые могли бы, как графические дизайнеры, проектировать эстетически-организованную форму представленной информации (которая уже могла и не ограничиваться лишь текстовыми блоками) вкупе с отличными от предметной среды техническими ограничениями, учитывающимися раннее лишь программистами.

Сценарий работы продукта в Новой среде по-прежнему должен определяться при проектировании, но теперь порядок доступа к информации определяется механизмами манипулирования данными. Как следствие из принципов, представленных Л. Мановичем, одной из главных особенностей Новой среды является возможность определения пользователем объема и качества информации, доступной через электронный продукт. Соответственно, актуальным становится разработка действенных инструментов взаимодействия пользователя и продукта, реализуемых с помощью интерфейса «человек-компьютер», что явилось одним из переломных моментов в трансформировании по сути текстовых документов в мультимедийные. Дж. Раскин, признанный теоретик проектирования интерфейсов, отмечает: «Многие считают, что термин пользовательский интерфейс относится только к современным графическим пользовательским интерфейсам, основанным на окнах и меню, управляемых с помощью мыши. [...] В ответ на это я мог бы заметить, что способ, которым вы выполняете какую-либо задачу с помощью какого-либо продукта, а именно совершаемые вами действия и то, что вы получаете в ответ, и является интерфейсом»[8].Таким образом, одной из главных задач медиа-дизайнера в Новой среде становится проектирование, наряду с формой подаваемой информации, интерфейсов, с помощью которых пользователь может эффективно манипулировать доступной информацией, при этом качество спроектированного интерфейса напрямую определяет и качественный уровень конечного электронного продукта. Конечно, стоит сделать оговорку, что пока не каждый электронный продукт требует такого уровня взаимодействия или, если угодно, интерактивности, как, например, электронный магазин, и не всегда медиа-дизайнеру в электронной среде приходится проектировать графические интерфейсы. Тем не менее, эта тенденция основывается на рассмотренных выше базовых принципах Новой среды, и даже в такой традиционной сфере коммуникации как телевидение, с каждым годом технологии делают доступными новые функции, которые позволяют нам говорить о появление нового, интерактивного телевидения. При таком потенциально высоком уровне интерактивности успех сервиса не может быть обеспечен без грамотно спроектированных шаблонных страниц и пользовательских интерфейсов. В свою очередь это свидетельствует о том, что привычные нам широковещательные схемы (радио, телевидение) с каждым годом все более безнадежно устаревают. Вместе с тем появление интерактивных сервисов требуют все большего количества специалистов, понимающих уникальную специфику подобного рода деятельности.

Примером, иллюстрирующим мультимедийность цифровой среды, может являться вэб-сайт, созданный с использованием флэш-технологий. В структуре сайта возможно присутствие динамичных элементов как части оформления, так и виде реакции на действия пользователя. Следовательно, сегодня дизайнер должен обладать более комплексными знаниями, нежели в среде печатной или аналоговой, поскольку Новая среда имеет возможность сочетать их свойства вместе и в любой последовательности. «Специфика медиадизайна (читай «дизайн цифровой среды» — А. П.) подчеркивает и усугубляет уже выявленную ранее пограничную, маргинальную и медиативную природу этого вида проектной деятельности. Объекты медиадизайна добавляют к ним нечто весьма убедительное, а именно способность к медиации различных уровней реальности»[9].

К последнему немаловажному аспекту электронной среды часто относят упомянутую и намиинтерактивность. Данный термин встречается в качестве свойства продукта (интерактивный продукт) и среды (интерактивная среда). Довольно распространено мнение, будто интерактивность является исключительной прерогативой электронной или Новой среды. С. Макмиллан в своем труде, посвященном обзору основных аспектов интерактивности, отмечает: «Интерактивность часто считают едва ли не главной характеристикой Новой среды. Но будет недостаточно сказать, что Новая среда интерактивна. Гораздо важнее понять, что именно делает ее интерактивной»[10]. Сам термин «интерактивность» имеет множество трактовок. Один из наиболее влиятельных теоретиков интерактивности Ш. Рафаэли дает следующее определение: «Интерактивность есть выражение степени, с которой в данной серии коммуникативного обмена любая третья (или более поздняя) передача (или сообщение) соотносится со второй, равно как вторая связана с предшествующей»[11].

С этих позиций очевидно, что любой продукт коммуникативного дизайна характеризуется прежде всего не столько наличием самой интерактивности, сколько конкретным типом ситуации коммуникативного обмена. Л. Манович отмечает, что по отношению к компьютерным продуктам использование концепции интерактивности в качестве ключевой технологии вообще не выявляет какой-то уникальной специфики: «...современные интерфейсы "человек-компьютер" интерактивны по определению. [...] Как только объект попадает в компьютер, он автоматически становится интерактивным»[12].

Подведя черту, мы можем выделить ключевые характеристики Новой среды:

  • Исторические рамки: с 1980- годов.
  • Способ существования продукта: виртуальный.
  • Характеристики носителя: динамичный, электронный, цифровой.
  • Ключевые технологии: компьютер, интернет, интерфейс «человек-компьютер»
  • Адресация сообщения: один ко многим, многие ко многим
  • Способ проектирования: компьютерный
  • Материальный носитель: универсальный.
  • Определение содержания (контента): адресатом и адресантом.
  • Доступ к контенту: прямой.
  • Конечный продукт: нематериальный.

Важно, что, как и в случае принципов Новой среды, представленных Л. Мановичем, не все отмеченные выше свойства однозначно определяют различия сред, но показывают их максимальный потенциал. Например, телевидение, во многих странах работающее уже с цифровым сигналом, по прежнему существует по классической широковещательной схеме и практически не обладает никакими свойствами, относящимися к цифровой среде, хотя «юридически» находится в ней. В противоположность этому, интерактивное телевидение уже в полной мере задействует все возможности Новой цифровой среды.


[1] На основании простейшего лингвистического анализа можно обнаружить вполне логичную связь как в русском, так и в английском языках слов «средний» (middle, medium), «средства» (medium), «среда» (medium) и «посредник» (mediator). С другой стороны, можно проследить связь между коммуникацией (communication) и средой коммуникации, т. е. медиа. «Communico» в переводе с латыни означает сообщать, беседовать, делать общим, присоединять, связывать. Существительное «communicatio» — это одновременно и сообщение, и передача сообщения, общение. Таким образом, логично будет предположить, что если «медиа» это коммуникативная среда, то медиа-дизайн является синонимом коммуникативного дизайна.
[2] Kramer S. N. History Begins at Sumer: Thirty-Nine Firsts in Recorded History. University of Pennsylvania Press, 1988. — стр. 381-383
[3] Manovich L. The Language of New Media. The MIT Press, 2002. — стр. 49
[4] Там же.
[5] Там же. — стр. 63
[6] Neauman R. Цитируется по Croteau D., Hoynes W. Media Society: Industries, Images and Audiences. Pine Forge Press, 2003. — стр. 322
[7] Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Изд. «Питер», 2006. — стр. 205
[8] Раскин Дж. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем.
СПб., 2003. — стр. 16
[9] Розенсон И. А. Назв. раб. — стр. 193
[10] McMillan S. J. Exploring Models of Interactivity from Multiple Research Traditions: Users, Documents, And Systems. In L. Lievrouw and S. Livingston (Eds.), Handbook of New Media. London: Sage. — стр. 164
[11] Rafaeli Sh. Interactivity: From New Media to Communication. Beverly Hills, CA, 1988. — стр. 111
[12] Manovich L. Назв. раб. — стр. 71
Курсы в «Гонзо»
лайк, шэр