Дизайн-ретрит.
Как это работает?
Алексей Полеухин

Дизайн-ретрит.
Как это работает?
Алексей Полеухин

В прошлом августе в Гималаях прошел интенсивный курс по визуальным коммуникациям, и, не маловероятно, первый ретрит в истории дизайна. Retreat — это затвор, своего рода коллективное уединение с целью постижения духовных истин. Поскольку процесс проектирования, вне всякого сомнения, представляет собой часть духовной культуры, то схемы организации духовных практик возможно переложить и на дизайн-образование (вспомнить хотя бы Баухаус и Иттена).

В процессе проектирования мы часто обращаемся к аналогам, наблюдаем за тенденциями в коммерческой индустрии и, в какой-то мере, постоянно находимся под воздействием уже сформированного медийного контекста окружающего нас мира рекламы и визуальных коммуникаций. В рамках этого курса мы поставили перед собой задачу вырвать наших учеников из привычной среды, заставив понаблюдать за миром вокруг, а затем переосмыслить увиденное, используя только свое чистое, незамутненное клишированными образами восприятие. Мы верим, что потенциал идеи может воплотиться через самые простые и естественные формы — шум реки, дыхание воздуха, шелест листьев, созвучие голосов и т. п. Мы попытались научить студентов питать свой ум первозданными природными структурами, и этот эксперимент оказался не просто увлекательным и необычным, но и эффективным для работы.
В течение двух недель на высоте гималайских двух с половиной тысячи метров студенты, находясь в изоляции от мира каменных джунглей, шаг за шагом занимались разработкой итогового проекта, не подозревая даже об этом. Каждый день был посвящен определённой теме — одному из аспектов графического дизайна: цвету, форме, текстуре, ритму, и т. д. Так, например, в один из дней место лекции неожиданно для всех перенеслось в класс музыканта Субаша, где он на примере игры на табле и классического индийского танца Катхак показал выразительный потенциал ритма и контраста между базовыми элементами. Первые полчаса студенты с удивлением хлопали в такт барабанов, пытаясь подстроиться под ритм, который становился все сложнее и прекраснее. Через час, когда ладони стали красными, студенты уже сами смогли провести параллели между понятиями ритма-контраста как таковых, сеткой журнала и композиции полос. В другой день мы отправились на остров, где несколько часов собирали (в прямом смысле этого слова) библиотеку форм — листья, камни, ветки и все интересное, что выносит река на свои берега. Графическое переосмысление увиденного стало одним из этапов работы над курсовым проектом.
Так проходил день за днем: день цвета с кисточками и разноцветными тканями, день текстуры в пещере под водопадом… По прошествии десяти дней в каждом блокноте собрались все необходимые составляющие итогового проекта, которые дорабатывались уже в цифровой форме на компьютерах. На заключительном этапе весь собранный материал превратился в основу проекта визуальной идентичности по темам, выбранными самими участники курса. Среди них были айдентика гест-хауса, центра по экстремальным видам спорта, транспортной туристической компании. По результатам интенсива, в основе которого лежало живое наблюдение, творческая изоляция и изучение материала с определенной степенью абстрагирования от контекста, мы получили ряд свежих и интересных проектов, которые могут жить и работать даже в привычной всем среде. Такой вот ретрит.

Курсы в «Гонзо»
лайк, шэр