Учебное пособие «Дизайн. Основы теории»
Алексей Полеухин

Учебное пособие «Дизайн. Основы теории»
Алексей Полеухин

В учебном пособии «Дизайн. Основы теории» Михаила Коськова и Алексея Полеухина рассмотрено состояние вопроса и проблемное поле теории дизайна. Даны исходные понятия, выделены области предметной культуры. Выявлены различия между техникой, декоративным, прикладным искусством и дизайном. Предложено определение дизайна, раскрыты его виды и типы. Представлены цели и задачи дизайна, основные методы проектирования в промышленном дизайне. Дано определение коммуникативного дизайна (медиа-дизайна) и изложены его типы. Рассмотрены смены форм и развитие коммуникативного дизайна в электронной среде. Выделены стержневые понятия. Пособие можно рекомендовать как студентам-дизайнерам, так и всем, кто интересуется теорией дизайна.
В учебном пособии «Дизайн. Основы теории» Михаила Коськова и Алексея Полеухина рассмотрено состояние вопроса и проблемное поле теории дизайна. Даны исходные понятия, выделены области предметной культуры. Выявлены различия между техникой, декоративным, прикладным искусством и дизайном. Предложено определение дизайна, раскрыты его виды и типы. Представлены цели и задачи дизайна, основные методы проектирования в промышленном дизайне. Дано определение коммуникативного дизайна (медиа-дизайна) и изложены его типы. Рассмотрены смены форм и развитие коммуникативного дизайна в электронной среде. Выделены стержневые понятия. Пособие можно рекомендовать как студентам-дизайнерам, так и всем, кто интересуется теорией дизайна.
На наших глазах с каждым днем расширяется сфера употребления модного слова «дизайн». Естественно, при этом все более расплываются его контуры, затуманивается смысл, утрачиваются возможности ориентации, взаимопонимания и продуктивной деятельности в этой сфере.

Под дизайном в быту и средствах массовой информации сегодня понимается прежде всего внешний вид, эстетически организованная форма создаваемых в обществе объектов — вещей, интерьеров, графической продукции и т. д.

В профессиональной среде дизайном называют прежде всего проектирование подобной формы. Для такой деятельности в многочисленных вузах страны готовят соответствующих специалистов — дизайнеров. Их профессиональная подготовка в ряду других дисциплин как правило включает историю и методику дизайна. Однако полноценное освещение названной проблематики немыслимо без четкого понимания сущности рассматриваемого объекта — самого дизайна как особого вида проектирования, его природы, специфики и основных закономерностей. Эти вопросы и являются предметом научной теории. К сожалению, в имеющейся литературе по дизайну не существует достаточно серьезной, обоснованной и последовательно развернутой теории.

Настоящее пособие предназначено в какой-то мере ликвидировать указанный пробел в учебной литературе и этим способствовать совершенствованию подготовки будущих дизайнеров, формированию их профессиональной идеологии.

Научная теория с необходимостью включает в себя ряд компонентов — по возможности четких определений: объекта рассмотрения; предмета — той стороны объекта, которая интересует данную теорию; метода как системы принципов рассмотрения объекта; системы рабочих понятий; результатов – совокупности полученных знаний; и выходов в практику. Без любого из названных компонентов теория оказывается бесполезной для общества.

Сложившееся состояние вопроса освещается в первой части пособия (разделы 1.1, 1.2, 1.3). Анализ обнаруживает разрыв между желаемым уровнем теории дизайна и наличной действительностью, т. е. проблемную ситуацию, снятие которой требует новой постановки вопроса. Подобная операция предполагает отчетливое осмысление трех из названных компонентов теории: объекта (что изучается); предмета (зачем изучается); и метода (как изучается). В разделе 1.4 осуществляется постановка вопроса.

Уяснив исходные понятия, можно приступить к рассмотрению наиболее существенных вопросов, связанных со строением и функционированием дизайна в целом и различных его видов, с принципами проектирования и оценивания различных объектов дизайна.

Авторы исходят из представления, что сущность (смысл) явления складывается из его природы и специфики, что раскрыть природу дизайна значит рассмотреть его в более широких системах таких, как культура, деятельность, искусство, а раскрыть специфику дизайна значит вскрыть его функции и структуру, особенности различных видов. Этим вопросам посвящены разделы второй части пособия.
В третьей части выявляются и рассматриваются закономерности формирования предметных объектов, основные тенденции их дизайнерского проектирования, оттачиваются соответствующие понятия.

Четвертая часть пособия посвящена более конкретным, методическим аспектам традиционного предметного дизайна, его целям и задачам, позициям и критериям оценивания, методам проектирования.

Наконец, в заключительной части прослеживается возникновение и развитие новых форм дизайна, базирующихся на электронной компьютерной технике, впервые на теоретическом уровне выявляются их особенности и специфические закономерности.

Господствующая «интуитивная» терминология допускает субъективность и произвольные трактовки любого термина. К сожалению, она зачастую проникает в тексты (особенно гуманитарного знания), претендующие на научность. Это приводит к аморфности суждений, к множественности их толкования, к разночтениям и полемике. Жанр учебного пособия требует максимально доступной однозначности и строгости применяемых терминов. С этой целью в конце книги предлагается небольшой словарь терминов, кратко, схематично обозначающих самые общие понятия, расположенные в порядке конкретизации, приближения к дизайну и его сущностным аспектам.
Учитывая опыт чтения аналогичного курса в ряде профильных вузов, представляется целесообразным рекомендовать кафедрам дизайна:

1. Начинать лекционное изучение дизайна с его общетеоретического раскрытия в системах культуры, деятельности, искусства и только после этого переходить к осмысленному рассмотрению истории и эволюции его видов.

2. Посветить лекционной и самостоятельной работе с настоящим пособием не менее двух семестров.

3. Проводить по каждому разделу пособия семинарские занятия.

4. Проводить по каждой части пособия контрольную работу с проставлением оценок, определяющих итоговую отметку по завершении курса.

Пособие адресовано прежде всего студентам дизайнерского профиля и, разумеется, всем интересующимся теорией дизайна.

Курсы в «Гонзо»
лайк, шэр