ВДОХ_ВДОХ
ИСТОРИЯ ОБ ИНВАЛИДАХ В БОЛЬШОМ СПОРТЕ
Сделайте глубокий вдох.
И — сразу же, не выдыхая, — ещё один. Это трудно. Так трудно и неудобно, что даже немножко смешно.

ВДОХ_ВДОХ
ИСТОРИЯ ОБ ИНВАЛИДАХ В БОЛЬШОМ СПОРТЕ

Сделайте глубокий вдох.
И — сразу же, не выдыхая, — ещё один.
Это трудно. Так трудно и неудобно,
что даже немножко смешно.

Весной 2015 по просьбе Благотворительного Фонда «Точка опоры» мы начали разработку комплексного мультимедийного проекта об инвалидах в большом спорте. Летом два фотографа — Ксения Диодорова и Юрий Молодковец — провели съёмки двенадцати петербургских паралимпийцев. Следующие шесть осенне-зимних месяцев мы разрабатывали дизайн-концепцию и воплощение проекта в трёх совершенно разных медиаформатах. В марте 2016 года проект завершился открытием выставки «Вдох_Вдох» в Главном штабе Государственного Эрмитажа.
Весной 2015 по просьбе Благотворительного Фонда «Точка опоры» мы начали разработку комплексного мультимедийного проекта об инвалидах в большом спорте. Летом два фотографа — Ксения Диодорова и Юрий Молодковец — провели съёмки двенадцати петербургских паралимпийцев. Следующие шесть осенне-зимних месяцев мы разрабатывали дизайн-концепцию и воплощение проекта в трёх совершенно разных медиаформатах. В марте 2016 года проект завершился открытием выставки «Вдох_Вдох» в Главном штабе Государственного Эрмитажа.
Откуда название?
Любое физическое усилие совершается на выдохе. Но для достижений в паралимпийских видах спорта нужно прикладывать этих усилий в несколько раз больше: преодоление препятствий начинается с выхода из дома. Мы назвали эту историю «Вдох_Вдох» потому, что её героям нужно делать два вдоха подряд, вместо одного. Такое название сложно и неудобно произносить — оно даже на фонетическом уровне иллюстрирует суть проекта.
12
героев
10
видов спорта
3
медиаформата
9
месяцев работы
Одна концепция
Мы решили разбить всю структуру повествования
на три принципиально разные части
ЧАСТЬ 1.
История о людях


В первой части не раскрывается, что герои проекта инвалиды и спортсмены. Зрители видят просто людей, которые пьют чай, смотрят в зеркало, гуляют с собакой, прячутся от дождя, обнимают детей. Простые маленькие моменты, понятные каждому.
ЧАСТЬ 1.
История о людях
В первой части не раскрывается, что герои проекта инвалиды и спортсмены. Зрители видят просто людей, которые пьют чай, смотрят в зеркало, гуляют с собакой, прячутся от дождя, обнимают детей. Простые маленькие моменты, понятные каждому.
«Я вдруг поймала себя на мысли, что я несколько месяцев просыпаюсь с улыбкой, и засыпаю тоже. Говорят, когда засыпаешь, надо подумать, что ты сделал плохого или хорошего за день, плохое убрать, хорошее взять на следующий день».
ЧАСТЬ 2.
История о людях,
с ограниченными возможностями


Вторая часть — медленная и статичная. В ней зрители узнают, что герои, с которыми познакомились в самом начале — это люди с инвалидностью.
ЧАСТЬ 2.
История о людях, с ограниченными возможностями
Вторая часть — медленная и статичная. В ней зрители узнают, что герои, с которыми познакомились в самом начале — это люди с инвалидностью.
«По мне сложно заметить, что я инвалид, я ведь не на коляске, я просто мало что вижу. Поэтому я научился притворяться, что я такой же, как все. Я просто слушаю, что происходит вокруг, и делаю то же самое».
ЧАСТЬ 3.
История о людях,
с ограниченными возможностями — людях, которые побеждают


В третью часть зритель приходит с ощущением утомления и даже тяжести — на физическом и эмоциональном уровне. Именно в этот момент он узнает, что герои проекта — спортсмены. Они поднимают штанги, плавают баттерфляем, занимаются греблей, играют в баскетбол, а стены их квартир увешаны медалями. Последняя часть полна динамики и ритма и, особенно на контрасте со второй, оставляет зрителя во всех смыслах на подъеме.
ЧАСТЬ 3.
История о людях, с ограниченными возможностями — людях, которые побеждают
В третью часть зритель приходит с ощущением утомления и даже тяжести — на физическом и эмоциональном уровне. Именно в этот момент он узнает, что герои проекта — спортсмены. Они поднимают штанги, плавают баттерфляем, занимаются греблей, играют в баскетбол, а стены их квартир увешаны медалями. Последняя часть полна динамики и ритма и, особенно на контрасте со второй, оставляет зрителя во всех смыслах на подъеме.
«Когда я села впервые на лошадь, то это было неповторимое ощущение, что ты вновь идёшь, лошадь из-под тебя идёт. Не перекачиваешься, не нужны костыли, и ты вновь идёшь, у тебя есть походка, ты можешь бежать».
Состав проекта
В процессе работы концепция раскрылась
в трех принципиально разных форматах:
СРЕДОВОЙ ФОРМАТ
(две выставки)
ОНЛАЙН-ФОРМАТ
(мультимедийная версия проекта)
ПЕЧАТНЫЙ ФОРМАТ
(книга о героях проекта)
СРЕДОВОЙ ФОРМАТ.
Выставка в Главном штабе Государственного Эрмитажа

с 19 марта по 29 апреля 2016 года

Выставочное пространство было организовано так, чтобы образовать три отдельные зоны, в каждой из которых мы использовали свой визуальный язык подачи материала. В первой — видео в сопровождении звука. Во второй — двухсторонний лабиринт из фотографий в световых коробах. Третья зона — мозаичная композиция, в которой связано и интенсивно работают фото- и видеоизображения, совпадающие друг с другом по размерам. Так возникает отчётливый контраст между статичным и динамичным, шумным и беззвучным. Четыре сюжета, которые транслируются на экранах, синхронизированы и образуют комплексный смысловой ряд на тему движения и устремления.
Саша
Александр
Нина
Серёжа
В процессе работы над проектом было принято решение не подписывать полными именами героев соответствующие им фотографии и цитаты, составляющие и сопровождающие каждую смысловую зону. Данное решение позволило сложиться отдельным высказываниям в цельное многоголосное повествование и органично дополнить визуальный ряд новыми смыслами. В конечном счёте, на финишной прямой, герои обретают индивидуальность имён, поскольку здесь они уже представляются носителями чемпионских титулов и обладатели множества наград.
СРЕДОВОЙ ФОРМАТ.
Выставка в «Галерее» в рамках недели Galeria Sport Week

с 30 мая по 5 июня 2016 года

К концу выставки в Эрмитаже нам написали из торгового комплекса «Галерея» с предложением «продлить» выставку уже у них в рамках недели спорта. Специально для этого мы разработали новую компактную инсталляцию, которая демонстрировала в сжатой версии проект для всех посетителей комплекса.
ОНЛАЙН-ФОРМАТ.
Мультимедийная версия проекта в интернете

vdoh-vdoh.ru

Фотографии, видео- и аудиоролики, а также тексты, полученные за три месяца съёмок, мы объединили в формате мультимедийного лонгрида. Посетители сайта шаг за шагом могут пройти историю про инвалидов в большом спорте и получить новый опыт, последовательно погружаясь в тему.
Звуковое сопровождение первой части лонгрида «Вдох_Вдох» — импровизация современных композиторов, записанная специально для мультимедийной версии проекта и выставки. При просмотре второй части сайта в фоновом режиме запускаются аудиозаписи уже другого характера — плеск воды, звон шпаг и стук мяча и т. п. Накладываясь друг на друга, они сливаются в не всегда приятный шум, создавая одновременно ощущение дискомфорта и, в то же время, загадки, поскольку их связь с изображениями становится очевидной лишь в последней части.
Эмоциональное состояние от просмотра vdoh-vdoh.ru определяется не только формой визуального и звукового ряда, но и маршрутом следования по сайту. Разработанная в соответствие с общей концепцией навигация предопределяет также поведение пользователя в зависимости от части, позволяя ему фокусироваться на нужных страницах и с нужной скоростью. Так, просмотр частей может осуществляться только последовательно. Вторая часть («тяжелая» и «протяженная») медленно прокручивается вниз, в том время как третья («стремительная» и «спортивная») — быстро прощёлкивается вправо.
ПЕЧАТНЫЙ ФОРМАТ.
Небольшое арт-издание в трех частях


Книга представляет из себя три небольших тома («Люди» — «Инвалиды» — «Спортсмены») под одной обложкой. Части равны по количеству страниц, но отличаются друг от друга динамикой повествования. Здесь еще более, чем в каком-либо другом формате проекта, можно ощутить последовательность цельного рассказа, составленного из цитат разных героев.

Купить книгу можно в магазине Главного штаба, все средства от продажи издания поступают в Фонд «ТОЧКА ОПОРЫ» и помогают паралимпийцам достигать новых побед.

+ Сопутствующая
дизайн-поддержка
проекта

Параллельно с основными форматами мы подготовили полное дизайн-сопровождение всего проекта. Было важно, чтобы для жителей Санкт-Петербурга эта история была единой, несмотря на разность форм воплощения. Чтобы контакт с проектом в одной среде давал возможность более глубокого осмысления темы в других. Внимание и детальную проработку получили даже самые маленькие детали визуального сопровождения проекта — приглашения, оформление мероприятий для социальных сетей, плакаты, макеты для наружной рекламы.
+ Сопутствующая дизайн-поддержка проекта
Параллельно с основными форматами мы подготовили полное дизайн-сопровождение всего проекта. Было важно, чтобы для жителей Санкт-Петербурга эта история была единой, несмотря на разность форм воплощения. Чтобы контакт с проектом в одной среде давал возможность более глубокого осмысления темы в других. Внимание и детальную проработку получили даже самые маленькие детали визуального сопровождения проекта — приглашения, оформление мероприятий для социальных сетей, плакаты, макеты для наружной рекламы.
Над проектом работали

Фотографии, видео, монтаж
Ксения Диодорова

Фотографии
Юрий Молодковец

Координаторы (БФ «Точка опоры»)
Анна Афанасьева, Валерия Зайцева, Ирина Юхно

Редакторы
Мария Галенко, Ксения Диодорова, Алексей Полеухин

Композиторы
Марина Полеухина, Александр Чернышков

Верстка
Ксения Диодорова, Кира Кустова, Алексей Полеухин

Выпуск
Юлия Алексеева

Видеоинженер
Владимир Катасонов

Перевод на английский
Елена Гапонова
Курсы в «Гонзо»
5 сентября — 19 декабря
Курс посвящен приобретению слушателями базовых теоретических знаний и практических навыков в области графического дизайна и визуальных коммуникаций. Подойдет всем, кто начинает обучение с нуля, и тем, кто хочет повторить первые шаги под нашим руководством.
Онлайн в любое время
Для тех, кто разрабатывает дизайн книг, брошюр, упаковки, плакатов и передает все это на печать в типографию. За неделю вы научитесь готовить материалы к разным видам печати качественно и быстро.
Онлайн в любое время
Вы можете потратить недели жизни на дизайн, но без правильной подготовки файла, напечатанный результат будет сильно отличаться от вашей задуманной красоты. На этой лекции я расскажу базовые и самые важные вещи про подготовку файлов к печати в Adobe Illustrator и Photoshop, а также дам вам чеклист, чтобы ничего не забылось.
лайк, шэр